Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 22.02.2002 N 2-5 О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, Сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва, ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2002 г. N 2-5

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сайын-Белек Ч.Д.,

при секретаре Н.Н.,“

рассмотрев в открытом заседании 22 февраля 2002 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва, ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года,

установил:

В суд
с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва, ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года обратился прокурор Республики Тыва, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат ФЗ “Об актах гражданского состояния“.

В частности, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона государственная регистрация органами записи актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 ФЗ органам местного самоуправления официальные полномочия на осуществление регистрации актов гражданского состояния не предоставляются.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать лишь вопросы образования и организации работы органов ЗАГС на своей территории.

К тому же, органы самоуправления не входят в систему государственных органов по осуществлению регистрации актов гражданского состояния, структура которых определена федеральным законодательством.

В судебном заседании представитель прокурора РТ по доверенности И.В. заявление поддержала и просила об его удовлетворении по основаниям, указанным в нем.

Представитель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва по доверенности Т.К. в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он заявление прокурора Республики Тыва признал.

Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие представителя законодательного органа Республики Тыва.

Представитель Президента РТ по доверенности Д.А. заявление не признала и пояснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей
необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Пункт 6 ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляемые только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РТ “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ передача полномочий органов государственной власти Республики Тыва по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом, законом Республики Тыва.

Государственные органы заключают с органами местного самоуправления договоры и соглашения о передаче конкретных полномочий. Пунктом 4 статьи 5 оспариваемого закона предусматривается передача полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния путем заключения соглашения между Правительством Республики Тыва и органом местного самоуправления.

Поскольку передача полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления не осуществляется, заключение договоров и соглашений не производится. Они будут заключены в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 ФЗ “Об актах гражданского состояния“ регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время ч. 2 ст. 4 Закона определяет, что вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании Федерального закона.

Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат федеральному
законодательству.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 1 оспариваемого Закона предусмотрено, что органами записи актов гражданского состояния Республики Тыва являются органы местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов - в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статьей 5 закона регулируется осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления, в соответствии с которой передача органам местного самоуправления по государственной регистрации актов гражданского состояния, в т.ч. финансирования расходов на заработную плату из местного бюджета, осуществляется путем заключения соответствующего соглашения между Правительством Республики Тыва и органом местного самоуправления.

По мнению суда, вышеуказанные нормы противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ “Об актах гражданского состояния“ от 15 ноября 1997 года за N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

Из смысла данной нормы следует, что Законом возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность по созданию органов записи актов гражданского состояния.

Причем, вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния законодатель отнес к самостоятельному ведению субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодательный орган Республики Тыва был не вправе заменять обязанность по созданию органов записи актов гражданского состояния возложением права осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния на органы местного самоуправления.

Частью 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено наделение органов местного самоуправления в соответствии с законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Пунктом 6
ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Из п. 4 ст. 6 Федерального закона следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Однако Федеральным законом не предусмотрена возможность передачи полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления.

По вышеприведенным мотивам доводы представителя Президента Республики Тыва о том, что оспариваемые нормы не входят в противоречие с федеральным законодательством, суд находит несостоятельными.

Заявление прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва, ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 239.7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва, ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года удовлетворить.

Признать п. 1 ст. 1 в части отнесения органов местного самоуправления кожуунов, городов, сумонов к органам записи актов гражданского состояния Республики Тыва,
ст. 5 Закона Республики Тыва “Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва“ за N 545 от 4 июля 2000 года противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу, о чем сообщить в средствах массовой информации, в которых был опубликован Закон.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 7 марта 2002 года.

Председательствующий

Ч.Д.САЙЫН-БЕЛЕК