Решения и определения судов

Определение Рязанского областного суда от 30.01.2002 N 33-102 Права на исчисление пенсии либо перерасчет ранее исчисленной пенсии у истца не имеется независимо от звания, которое он имел до назначения на последнюю перед увольнением с военной службы должность.

РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 января 2002 г. N 33-102

(Извлечение)

30 января 2002 года судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Т. на решение Советского районного суда г. Рязани от 19 ноября 2001 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Т. к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии отказать.

Заслушав объяснения Т., поддержавшего заявленные требования, возражения на жалобу представителя Военного комиссариата Рязанской области, судебная коллегия

установила:

Приказом Министра Обороны СССР N 301588 от 21 декабря 1991 года полковник юстиции, помощник начальника Рязанского высшего воздушно - десантного командного училища по правовой работе, старший преподаватель кафедры марксизма - ленинизма Т. уволен в
запас по ст. 59 п. “б“ Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил СССР, в связи с чем ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет, размер которой определен исходя из денежного довольствия по последнему месту службы Т.

Т. обратился в суд с иском к Рязанскому областному Военному комиссариату о взыскании задолженности по пенсии, указав в обоснование своих и исковых требований, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года “О порядке исчисления выслуги лет, назначения пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ N 1134 от 20 ноября 1995 г.“ при увольнении с военной службы офицерам в звании подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно - штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее года на должности с меньшим окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на выслугу лет, пенсия может назначаться из оклада по штатной должности, занимаемой ими до перевода. Приказом Главного военного прокурора N 21лс от 22 июня 1988 г. он в интересах службы по состоянию здоровья был освобожден от должности военного прокурора гарнизона, в которой проработал восемь лет, для назначения на должность старшего преподавателя - юрисконсульта РВДВКУД, откуда и уволен по болезни. В 1999 году он обратился в Рязанский областной военный комиссариат с заявлением о перерасчете размера пенсии по должности военного прокурора гарнизона и выплате недополученной пенсии за один год, в чем ему было отказано, в связи с чем истец обратился в
суд и просил взыскать в его пользу недополученную пенсию в период с 1 февраля 1998 года по 1 августа 2001 года в сумме 69686 руб. 58 коп.

Суд отказал Т. в удовлетворении заявленных требований, постановив указанное решение.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, об удовлетворении заявленных им требований, указав в жалобе на неправильное применение судом норм материального права, повлекшее вынесение незаконного и необоснованного решения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Т. обоснованно указывает в кассационной жалобе на неправильное применение судом при рассмотрении данного спора норм гражданского законодательства, в частности ст. 4 ГК РФ, поскольку отношения по пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы (порядок назначения и выплаты, основания прекращения выплаты, основания и порядок перерасчета размера назначенной пенсии), регулируются специальными законами.

Однако само по себе это обстоятельство не влияет на выводы суда по существу спора и законность и обоснованность постановленного решения.

Как в соответствии с ранее действовавшим Положением о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 986 от 10 ноября 1982 г., так и в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями, принятым во исполнение Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...“, исчисление указанной категории лиц пенсии при увольнении их с действительной военной службы, из оклада денежного содержания по ранее занимаемой ими должности
производится при условии, если в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно - штатными мероприятиями они были переведены с должностей, которые занимали не менее одного года, и имели право на выслугу, дающую право на пенсию за выслугу, на должность с меньшим должностным окладом.

При этом основанием для назначения пенсии на льготных условиях является приказ соответствующего должностного лица, оформленный в соответствии с Приказом Министра Обороны СССР N 0200 1982 г. “О введении в действие наставления по учету личного состава СА и ВМФ“ и содержащий необходимые пояснения о переводе военнослужащего на должность с меньшим должностным окладом, основаниях такого перевода, указанных в законе.

Как следует из материалов дела, подполковник юстиции Т. приказом главного военного прокурора N 21/лс от 22 июля 1988 года был освобожден от должности военного прокурора Волгоградского гарнизона и зачислен в распоряжение Генерального штаба Вооруженных Сил СССР для назначения на должность старшего преподавателя - юрисконсульта Рязанского ВВДКУ, а приказом начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР N 0138 от 18 июля 1998 года назначен на указанную должность. При этом в приказе указано, что Т. назначается на равную должность для более целесообразного использования.

Таким образом, ни в одном из этих приказов не содержится данных о переводе Т. с должности военного прокурора Волгоградского гарнизона на низшую должность по состоянию здоровья, возрасту либо зачислении в распоряжение в связи с организационно - штатными мероприятиями для последующего назначения на должность.

При таких обстоятельствах права на исчисление пенсии либо перерасчет ранее исчисленной пенсии в соответствии с положениями вышеприведенных нормативных актов, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, и их семей у истца не имеется независимо от звания (подполковник или подполковник), которое он имел до назначения на последнюю перед увольнением с военной службы должность.

Ст. 49 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей“, на которую ссылается истец, предусмотрено повышение размера назначенной пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих. Требования же истца заявлены не об увеличении назначенной ему пенсии в связи с повышением должностных окладов военнослужащих, а об исчислении пенсии по иным основаниям, в связи с чем указанной нормой закона спорные отношения не регулируются, равно как и Законом РФ “О государственных пенсиях“, на который также ссылается истец.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда от 19 ноября 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.

Рязанский областной суд