Решения и определения судов

Решение Нововаршавского районного суда Омской области от 19.12.2001 О признании противоречащими федеральному и областному законодательству отдельных положений Устава Нововаршавского района Омской области.

НОВОВАРШАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2001 года

пос. Нововаршавка Омской области, 19 декабря 2001 года.

Нововаршавский районный суд Омской области РФ в составе председательствующего судьи Б. Мелехина, секретаря судебного заседания Н. Кузнецовой, прокуроре С. Полозове, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление прокурора Нововаршавского района Омской области Российской Федерации о признании противоречащими федеральному и областному законодательству отдельных положений Устава Нововаршавского района Омской области РФ,

установил:

Прокурор Нововаршавского района Омской области РФ обратился в суд с заявлением о несоответствии положений Устава Нововаршавского района Омской области, зарегистрированного 18 февраля 1997 года постановлением Законодательного Собрания Омской области РФ.

В заявлении прокурора указано, что п. 2 ст.
5 Устава района содержит положение, согласно которому “Граждане Российской Федерации, являющиеся жителями района - владельцы недвижимости и земельных участков, расположенных на территории района, если они платят имущественный и другие установленные для этой категории граждан налоги в бюджет местного самоуправления, имеют право на участие в местном самоуправлении и деятельности органов местного самоуправления, независимо от места постоянного проживания, зарегистрированных в качестве избирателей на выборах местного самоуправления, если иное не установлено законодательством“, противоречит ч. 2 ст. 32 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы и другие органы местного самоуправления. По мнению прокурора в этой части положения Устава противоречат также ст. 3 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.08.95 и п. п. 2, 3 ст. 4 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ от 05.09.97, которые запрещают любые формы ограничения прав граждан избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства.

Указано, что п. 1 ст. 13 Устава Нововаршавского района, гласящий, что “Экономическую основу районного самоуправления составляют природные ресурсы в пределах районной черты (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), районная (муниципальная) собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органами районного самоуправления, местные финансы, иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и
удовлетворению потребностей населения района“, противоречит ст. 28 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, согласно которому экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования“, в которой отсутствует понятие районной собственности.

Кроме этого, данные положения Устава района противоречат также содержанию ст. ст. 1 - 2 Федерального закона “О недрах“, согласно которым недра в пределах границы территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.

По своему правовому содержанию п. 1 ст. 13 Устава района противоречит также ст. 19 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Водного кодекса РФ и ст. 4 ФЗ “О животном мире“.

По мнению заявителя п. 1 ст. 14 Устава района, в котором указано, что достоянием населения района является районная (муниципальная) собственность, противоречит ст. 212 ГК РФ, в которой отсутствует понятие районной собственности, о которой говорится в упомянутом Уставе.

Как указано также в заявлении прокурора, п. п. 2, 3 ст. 26 Устава района гласящих, что “районный Совет вправе принимать решения о порядке формирования валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также предприятий, расположенных на территории района“. Подобные положения, по его мнению, противоречат ст. 41 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, согласно которой “представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ“. В силу этого, создание валютных фондов законом не предусмотрено.

Ст. 30
Устава района, по мнению прокурора, противоречит положениям ст. 13 п. 3 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, согласно которого “на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления“.

П. 3 ст. 35 Устава Нововаршавского района по заявлению прокурора, устанавливающий административную ответственность должностных лиц и граждан в размере от одного до десяти установленных законом размера минимальной месячной оплаты труда, налагаемую в судебном порядке за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых прямым волеизъявлением граждан, решений органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления, противоречит требованиям ст. 72 Конституции России, из которой следует, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Подобное правомочие не делегировано органам местного самоуправления и ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Кроме того, административная ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 193.3 Административного кодекса РСФСР.

Содержание п. 1 ст. 62 Устава района по заявлению прокурора района, согласно которому “решение о проведении районного референдума принимается районным Советом по собственной инициативе, по инициативе главы районного самоуправления, либо по требованию не менее 10% от числа жителей района, обладающих активным избирательным правом“, противоречат ст. 22 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, согласно которой решение о проведении местного референдума принимается представительными органами местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с Уставом муниципального образования. Глава местного самоуправления не наделен законом правом инициативы в проведении районного референдума.

п. п. 1 -
11 ст. 40 указанного Устава района к вопросу, решаемому исключительно на заседании (сессии) районного Совета, отнесено решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства в районе, установление и изменения границ, территории, в которых осуществляется местное самоуправление. Указанные требования Устава противоречат по мнению прокурора п. 2 ст. 13 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, согласно которого законодательные органы (представительные) органы государственной власти субъектов РФ устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

П. 4 ст. 42 Устава района гласит, что главой районной администрации может быть избран любой гражданин РФ, постоянно проживающий на территории района, достигший 21 года.

Указанные положения районного Устава по мнению прокурора также противоречат действующему законодательству о выборах, ст. 4 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ“, а также Закону Омской области “О выборах в органы местного самоуправления Омской области“, согласно которому право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину, достигшему на день выборов 21 года и обладающему активным избирательным правом.

Пункт 4 ст. 60 Устава района, согласно которому в районном референдуме имеют право участвовать все граждане, постоянно проживающие на территории района, обладающие избирательными правами, противоречит ст. 4, ст. 18 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и ст. 3 Закона Омской области “О выборах в органы местного самоуправления Омском области“, согласно которым право на участие в референдуме имеют граждане не только постоянно проживающие, но и преимущественно проживающие на данной территории.

Пункт 3 ст. 67 Устава
в соответствии с которым на собраниях (сходах), конференциях по избранию органов местного самоуправления участвуют граждане постоянно проживающие в данном населенном пункте и достигшие 18 лет, противоречит п. 3 ст. 57 Закона Омской области “О выборах в органы местного самоуправления Омской области“, согласно которого в данных собраниях участвуют граждане, проживающие в данном населенном пункте и достигшие 18 лет.

Пункт 4 ст. 67 Устава района, согласно которому участники конференции избираются на собраниях (сходах) по месту жительства не позднее чем за 10 дней до созыва конференции в соответствии с нормами представительства, определенными представительными органами или главой местного самоуправления, противоречит п. 4 ст. 57 Закона Омской области “О выборах в органы местного самоуправления Омской области“, поскольку нормы представительства определяются представительными органами.

П. 2 ст. 79 Устава района, согласно которому Устав района подлежит опубликованию и вступает в силу со дня его регистрации Законодательным Собранием Омской области и п. 2 ст. 80 Устава, согласно которому дополнения и изменения в Устав района вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и регистрации в Законодательном Собрании Омской области, по мнению прокурора, также противоречат ст. 6 Закона Омской области “О местном самоуправлении в Омской области“, в соответствии с которой Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом Омской области и подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации. Устав вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

В судебном заседании прокурор указанные требования по данному заявлению в полном объеме поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель районной администрации Нововаршавского района Омской области С. Полосин с требованиями прокурора района о признании противоречащими указанных им
положений районного Устава согласился. Указал, что в настоящее время разрабатывается новый проект Устава Нововаршавского района Омской области. Не возражал против удовлетворения требований прокурора района.

Представитель Нововаршавского районного Совета депутатов А. Кошара с заявленными требованиями прокурора района согласился, просил их удовлетворить.

Рассмотрев материалы данного дела, изучив положения Устава Нововаршавского района Омской области, зарегистрированного Законодательным Собранием Омской области 18.02.97 и доводы прокурора района, изложенные в представленном заявлении, суд находит необходимым согласиться с заявленными им требованиями.

Как следует из материалов данного дела, указанные положения Устава Нововаршавского района Омской области действительно не соответствуют федеральному законодательству, а также законам Омской области, являющейся субъектом Российской Федерации. Представители местной администрации и представительного органа района также не высказали доводов против заявленных прокурором требований, сославшись на подготовку органами местного самоуправления нового проекта Устава района, в том числе по мотивам его несоответствия федеральному и местному законодательству. При таких обстоятельствах суд считает возможным согласиться с изложенными доводами прокурора района и, руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать противоречащими Конституции РФ, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, Законам Омской области “О местном самоуправлении в Омской области“, “О выборах в органы местного самоуправления Омской области“ - п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 14, п. п. 2 и 3 ст. 26, ст. 30, ст. 35, п. 1 ст. 62, п.п. 1 - 11 ст. 40, п. 4 ст. 42,
п. 4 ст. 60, п. 3 ст. 67, п. 4 ст. 67, п. 2 ст. 79 и п. 2 ст. 80.

Направить копию данного Решения в редакцию районной газеты “Целинник“ для опубликования.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня его оглашения, или вручения сторонам его текста.

Председательствующий

(подпись)