Решения и определения судов

Решение Мосгорсуда от 26.10.2001 N 3-450/2001 Об отказе в удовлетворении заявления об отмене пункта 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.05.2001 N 470-ПП. (Извлечение)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2001 года

Дело N 3-450/2001

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-450/2001 по заявлению З. о признании недействительным и не подлежащим применению п. 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.05.2001 N 470-ПП

установила:

З. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным и не подлежащим применению п. 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.05.2001 N 470-ПП, указывая на то, названный пункт нарушает ее права предусмотренные федеральным законодательством.

Представитель заявителя Г. в
судебном заседании требование заявителя поддержал и пояснил, что в результате действия п. 1.4 заявление З. о регистрации по месту пребывания рассматривается не органами внутренних дел, как это предусмотрено федеральным законом, а комиссией при Правительстве Москвы. Вопросы регистрации отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, нормативными актами субъекта Российской Федерации отнесение вопросов регистрации к иным органам является незаконным.

Представитель Правительства Москвы А. требование не признал. Пояснил, что оспариваемый пункт не предусматривает возможность рассмотрения жилищной комиссией вопросов регистрации граждан по месту жительства или пребывания, в связи с чем противоречия федеральному закону в Положении не имеется.

Представитель Паспортного управления ГУВД г. Москвы, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ПУ ГУВД г. Москвы.

Выслушав заявителя З., ее представителя заявителя Г., представителя Правительства Москвы А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия находит, что заявление удовлетворению не подлежит.

Постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2001 г. N 470-ПП принято решение “О создании комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы“. Приложением N 2 к названному решению утверждено Положение о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы.

Пунктом 1.4 Положения устанавливается, что в компетенцию комиссии входят следующие вопросы:

Рассмотрение вопросов вселения граждан в жилые помещения, не предусмотренных Перечнем документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или
иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, нормативный акт может быть признан недействительным, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый пункт Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы не противоречит действующему федеральному законодательству.

В силу ст. 1 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Частью 1 статьи 3, этого же Закона устанавливается, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей 4, установлено, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации
по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Таким образом, вопросы регистрации граждан по месту жительства и пребывания отнесены к компетенции органов внутренних дел, а также местной администрации. В связи с чем, отнесение вопросов регистрации к иным органам, помимо указанных в ст. 4 Закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ нормативными актами субъекта будет противоречить федеральному закону.

Однако, в пункте 1.4 Положения не содержится норм предоставляющих комиссии по жилищным вопросам права на рассмотрение вопросов регистрации граждан.

В тексте п. 1.4 указано, что к компетенции комиссии отнесено рассмотрение вопросов вселения граждан в жилые помещения.

Понятие регистрации гражданина и вселение не являются идентичными.

Регистрация представляет собой административно-правовые отношения, в виде фиксирования специальным органом свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства или пребывания.

Тогда как вселение, является гражданско-правовым понятием, включающим в себя вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями, вопросы приобретения права на жилую площадь, вопросы правоотношений с собственниками этих помещений.

Пунктом “к“ п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п. 13 ст. 13 Устава города Москвы (в ред. Закона города Москвы от 13.07.2001 N 32), содержание, развитие и использование жилищного фонда города Москвы, фонда нежилых помещений города Москвы, систем инженерного обеспечения, коммунального обеспечения, энергетики и энергосбережения.

Таким образом, Правительство г. Москвы, в пределах своей компетенции вправе решать вопросы связанные с использованием принадлежащего на праве собственности городу жилого фонда, в том числе
и решить вопрос о создании комиссии по жилищным вопросам.

Пунктом 1.4 Положения устанавливается, что в компетенцию комиссии входит рассмотрение вопросов вселения граждан в жилые помещения, данный пункт не предусматривает возможности решения комиссией вопросов регистрации граждан по месту жительства или пребывания.

Поскольку, оспариваемый пункт Положения не предусматривает возможности рассмотрения комиссией при Правительстве Москвы вопросов отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, суд приходит к выводу, что оснований к удовлетворению требований заявителей о признании п. 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.05.2001 N 470-ПП не соответствующим действующему законодательству не имеется.

Суд приводит к выводу, что оспариваемым пунктом не были нарушены права З. Заявительница указывала на то, что в результате действия п. 1.4 начальник паспортного управления не рассмотрел вопрос о ее регистрации по месту пребывания.

В судебном заседании установлено, что З. 18.05.2001 обратилась в 14 отделение милиции г. Москвы с заявлением о регистрации по месту пребывания (л.д. 57). Начальником 14 отделения милиции в удовлетворении ее заявления было отказано (л.д. 58).

Не согласившись с таким решением, заявительница обратилась к начальнику Паспортного управления ГУВД г. Москвы с заявлением о регистрации по месту пребывания (л.д. 102). Из справки Паспортного управления ГУВД г. Москвы от 20.07.2001 усматривается, что заявительница просила зарегистрировать ее по месту пребывания на площадь университета “Станкин“ в студенческое общежитие по адресу пер. 18-а. Вопрос о вселении З. в студенческое общежитие университета “Станкин“ выносится на комиссию (л.д. 122).

Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии 15.08.2001 был рассмотрен вопрос вселения З. с мужем в студенческое общежитие. Комиссия решила, что
оснований для вселения не установлено (л.д. 123).

В судебном заседании З. пояснила, что с вопросом о вселении не обращалась ни в Паспортное управление ГУВД г. Москвы, ни в жилищную комиссию, считает, что п. 1.4 Положения о жилищной комиссии при Правительстве Москвы нарушаются ее права, так как вопрос о регистрации должен был решить начальник ПУ ГУВД г. Москвы.

Как указывалось выше, в компетенцию комиссии по жилищным вопросам не входит рассмотрение заявлений граждан об их регистрации по месту жительства или пребывания.

Что касается доводов З. и ее представителя о том, что начальник ПУ ГУВД г. Москвы в результате действия п. 1.4 Положения не рассмотрел жалобу З., а направил ее на рассмотрение комиссии, то этот довод также не может являться основанием к признанию п. 1.4 противоречащим закону. Сам нормативный акт не предусматривал возможность передачи вопроса о регистрации по месту пребывания на рассмотрение, каких-либо органов власти г. Москвы или общественных организаций. В случае нарушения отдельными работниками органов внутренних дел прав граждан на рассмотрение вопроса о регистрации, порядка рассмотрения этих вопросов, в том числе и действие по направлению заявления о регистрации в иные органы, не лишает заявителя права на обжалование неправомерных действий (бездействия) таких должностных лиц в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная

решила:

в удовлетворении заявления З. о признании недействительным и не подлежащим применению п. 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.05.2001 N 470-ПП отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.