Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 18.10.2001 Об отказе прокурору в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 14-1294 от 18.05.2001 “Об упразднении муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2001 года

Именем Российской Федерации 18 октября 2001 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

при секретаре Мужичковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 14-1294 от 18.05.2001 “Об упразднении муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района“,

установил:

прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Красноярского края N 14-1294 от 18.05.2001 “Об упразднении муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района“ (далее - Закон Красноярского края).

Требование прокурор мотивирует
тем, что в нарушение статьи 13 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статей 109 и 110 Устава Красноярского края при принятии Закона Красноярского края не было выявлено мнение населения всех 14 муниципальных образований Ермаковского района по вопросу упразднения этих муниципальных образований.

Как считает прокурор, результаты сходов граждан сельсоветов, проведенных в марте 2000 года по вопросам упразднения этих сельсоветов, не могут учитываться, так как в сельсоветах не были приняты уставы, непосредственно регулирующие порядок созыва, проведения сходов и юридическую силу принимаемых на них решений.

Этот довод прокурор основывает на том, что согласно статье 24 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и пункту 5 статьи 20 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“ порядок созыва общего собрания (схода), конференции, их компетенция и юридическая сила решений определяется в уставе муниципального образования.

Кроме приведенных оснований, прокурор указывает на то, что статья 2 Закона Красноярского края противоречит пункту 5 статьи 8 ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, устанавливающему, что законы субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, а согласно статье 2 Закона Красноярского края он вступает в силу на следующий день после его опубликования.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленного им требования, представитель администрации Красноярского края требования прокурора не признал, Законодательное Собрание Красноярского края своего представителя в суд не направило, представитель, привлеченный для участия в деле в качестве
заинтересованного лица, администрации Ермаковского района Красноярского края требования прокурора не признал.

Суд, выслушав прокурора, представителей сторон, проанализировав правовые нормы, приводимые сторонами в качестве обоснования своих доводов, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, приходит к следующему.

Оспариваемый прокурором Закон Красноярского края, упраздняя муниципальные образования в границах Ермаковского района, регулирует правоотношения в сфере административно - территориального устройства и в сфере местного самоуправления в Красноярском крае.

Этот вывод следует из того, что согласно части 1 статьи 5 Закона Красноярского края “Об административно - территориальном устройстве в Красноярском крае“ сельсоветы (совокупность нескольких населенных пунктов) входят в систему административно - территориального устройства Красноярского края.

И согласно пункту 1 статьи 5 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“ сельсоветы являются муниципальными образованиями, в которых осуществляется местное самоуправление.

Пункт 1 статьи 109 Устава Красноярского края указывает, что вопросы административно - территориального устройства края, в том числе и упразднения сельсоветов, решаются путем принятия законов края в порядке, определенном настоящим Уставом и законами края.

Согласно пункту 1 статьи 110 Устава Красноярского края упразднение муниципальных образований на территории края также производится путем принятия законов края.

Решения об изменении административно - территориального устройства края и изменении системы муниципальных образований в крае, как это следует из пункта 3 статьи 109 и отсылающего к нему пункта 2 статьи 110 Устава Красноярского края, должны приниматься с учетом мнения заинтересованного населения, выявляемого в необходимых случаях с помощью местных референдумов или голосования на сходах (собраниях) граждан, и мнения заинтересованных органов местного самоуправления.

Порядок решения вопросов изменения административно - территориального устройства края регулирует Закон Красноярского края “Об административно - территориальном устройстве
в Красноярском крае“.

Согласно частям 1 и 4 статьи 6 этого Закона упразднение сельсоветов производится по представлению администрации Красноярского края Законодательным Собранием Красноярского края с учетом мнения населения упраздняемого сельсовета, выявляемого в результате опроса или на собраниях (сходах) граждан.

Представление администрации Красноярского края вносится при наличии положительных решений по указанным вопросам органов местного самоуправления соответствующих территорий.

Часть 3 статьи 14 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении“ содержит отсылочную норму, согласно которой порядок упразднения муниципальных образований определяется законом края.

В Красноярском крае до настоящего времени не принят закон, определяющий и конкретизирующий порядок упразднения муниципальных образований.

Однако отсутствие специального закона субъекта РФ не может быть основанием для ограничения прав граждан в местном самоуправлении, в том числе и в решении вопроса об упразднении муниципальных образований.

Статья 18 Конституции РФ гарантирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления.

Глава 8 Конституции РФ закрепляет основы местного самоуправления, а ФЗ РФ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ конкретизирует эти основы.

Из положений статьи 13 ФЗ РФ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ и аналогичных положений статьи 14 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении“ следует, что при упразднении муниципальных образований обязательным условием является учет мнения населения, проживающего на территории муниципальных образований.

То есть выяснение мнения населения муниципального образования о возможности упразднения данного муниципального образования является формой осуществления населением права на участие в местном самоуправлении.

Подпункт “а“ пункта 1 статьи 7 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении“ указывает, что местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через референдум, выборы, собрания, сходы, конференции жителей
и другие, не запрещенные законом формы непосредственной демократии.

Из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что учет мнения населения упраздненных муниципальных образований мог быть произведен посредством одной из форм осуществления населением местного самоуправления, предусмотренных в статье 7 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении“.

Действительно, статья 24 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и пункт 5 статьи 20 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“ предусматривают, что порядок созыва общего собрания (схода), конференции, их компетенция и юридическая сила решений должны определяться в уставе муниципального образования.

В упраздненных Законом Красноярского края сельсоветах не были приняты уставы этих муниципальных образований.

В Ермаковском районе был принят и действовал Устав муниципального образования Ермаковского района в целом.

Этот Устав в статье 42 содержит нормы, регулирующие порядок общих собраний (сходов), конференций территориального общественного самоуправления, которое не является местным самоуправлением.

Таким образом, порядок созыва и проведения общего собрания (схода), конференции, юридическая сила принимаемых ими Ф.И.О. упраздненных сельсоветов Ф.И.О. муниципального образования - Ермаковский район не регулировались.

Суд считает, что в таком случае для определения легитимности проведения собраний (сходов) граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ермаковского района, и юридической силы принятых на них решений должны использоваться правовые нормы, закрепленные в законах РФ и Красноярского края, регулирующие данные правоотношения.

Пункт 2 статьи 24 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ указывает, что порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия решений, пределы его компетенции устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения общего собрания (схода), конференции жителей муниципального образования определен в статье 20 Закона Красноярского
края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“.

Из пункта 3 статьи 20 этого Закона следует, что общее собрание (сход) правомочно, если на нем присутствует более 25 процентов от общего числа граждан, имеющих место жительства на соответствующей территории, обладающих избирательным правом.

В пункте 4 статьи 20 этого же Закона предусмотрено, что в случаях, если проведение общего собрания (схода) затруднительно или невозможно, проводится конференция жителей.

Конференция правомочна, если ее делегаты избраны не менее чем 25 процентами жителей муниципального образования, имеющих право участвовать в общих собраниях, и на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.

В 13 сельсоветах (Араданском, Верхнеусинском, Григорьевском, Жеблахтинском, Ивановском, Мигнинском, Нижнесуэтукском, Новополтавском, Ойском, Разъезженском, Салбинском, Семенниковском, Танзыбейском) были проведены сходы проживающих на территории этих сельсоветов граждан с целью выяснения их мнения о возможности упразднении сельсоветов как муниципальных образований.

Из представленных в суд подлинников протоколов сходов граждан перечисленных сельсоветов и сведений о численности их населения, обладающего избирательным правом, следует, что в сходах принимало участие более 50% граждан, обладающих избирательными правами.

Из числа участвующих в сходах граждан во всех сельсоветах более 50% проголосовали за упразднение муниципальных образований.

Количество голосов, поданных на сходах за упразднение муниципальных образований (более 50%), по мнению суда, следует считать достаточным, исходя из следующего.

Пункт 2 статьи 111 Устава Красноярского края предусматривает, что условия обладания гражданами правом на участие в сходах граждан не должны быть более ограниченными, чем условия обладания ими правами на участие в краевых референдумах.

Пункт 4 статьи 39 Закона Красноярского края “О краевом референдуме“ предусматривает, что решение считается принятым на краевом референдуме, если за него в целом проголосовало более половины граждан, принявших участие в
краевом референдуме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение населения, проживающего в 13 вышеназванных муниципальных образованиях, было учтено.

Доводы прокурора о том, что жители не всех населенных пунктов принимали участие в сходах, поэтому принятые на них решения недействительны, судом не принимаются.

Исходя из смысла пункта 3 статьи 109 Устава Красноярского края, пункта 3 статьи 13 и пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“, под учетом мнения заинтересованного населения следует понимать мнение населения всего муниципального образования, а не каждого в отдельности населенного пункта, входящего в его состав.

В одном из упраздненных муниципальных образований, а именно Ермаковском сельсовете, был проведен не сход граждан, а конференция.

Администрация Красноярского края представила в суд протокол конференции от 11.03.2001 года.

Из справки председателя территориальной избирательной комиссии следует, что количество избирателей по Ермаковскому сельсовету на 01.03.2001 года составляло 7630 человек.

Судя по протоколу конференции, в ее работе принимали участие 73 делегата из 84 делегатов, избранных от 3190 граждан, являющихся жителями Ермаковского сельсовета.

Таким образом, при проведении конференции был соблюден порядок ее созыва, выборов делегатов и количественный состав участников для правомочности принимаемых решений, предусмотренные в пункте 4 статьи 20 Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“.

Из делегатов конференции, принявших участие в голосовании по вопросу об упразднении Ермаковского сельсовета, 64 проголосовало “за“, 2 “против“, 1 “воздержался“.

Кроме проведения сходов, мнение населения муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района, о возможности изменения формы местного самоуправления выяснялось при проведении местного референдума в Ермаковском районе 26.03.2000 года.

На референдум был вынесен вопрос об изменении ряда статей Устава Ермаковского района.

В частности, новая редакция
статьи 5 Устава в пункте 3 указывает, что местное самоуправление на территории сельсоветов осуществляется районной администрацией через глав соответствующих администраций, местные референдумы, сходы граждан, народную правотворческую инициативу, иные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления.

Из статьи 68 Устава исключено положение о том, что сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием в составе района.

По итогам голосования на референдуме за предложенные изменения в Уставе было подано 68,4% голосов избирателей.

Законность проведения референдума оспаривалась прокурором в суде.

Суд Решением от 14.11.2000 года в удовлетворении заявленного прокурором требования отказал, это Решение вступило в законную силу после рассмотрения дела в кассационной инстанции 05.02.2001 года.

Основываясь на вышеприведенном, суд считает, что доводы прокурора о противоречии оспариваемого им Закона Красноярского края нормам федерального законодательства и нормам Устава Красноярского края и Закона Красноярского края “О местном самоуправлении в Красноярском крае“ не могут быть приняты.

Оценивая доводы прокурора о несоответствии статьи 2 Закона Красноярского края, определяющей порядок вступления в силу этого Закона, пункту 5 статьи 8 ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, суд исходит из следующего.

Пункт 5 статьи 8 ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Оспариваемый прокурором Закон Красноярского края нельзя отнести к нормативному правовому акту.

Так как он не устанавливает обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение
правовые нормы.

Закон Красноярского края “Об упразднении муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района“ является правовым актом однократного применения и распространяется на перечисленные в нем сельсоветы.

Следовательно, правила вступления в силу нормативных правовых актов, закрепленные в пункте 5 статьи 8 ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, на оспариваемый прокурором Закон Красноярского края не распространяются.

Таким образом, нет оснований для удовлетворения требования прокурора в отношении статьи 2 Закона Красноярского края.

Руководствуясь статьями 191 - 197, суд

решил:

прокурору в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 14-1294 от 18.05.2001 “Об упразднении муниципальных образований, находящихся в границах Ермаковского района“ отказать.

На Решение может быть подана кассационная жалоба или принесен кассационный протест в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ