Решения и определения судов

Решение Новосибирского областного суда от 27.08.2001 N 3-96-2001 Новосибирским областным судом признаны недействующими и не подлежащими применению некоторые нормы Закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2001 года Дело N 3-96-2001“

Новосибирским областным судом признаны недействующими и не подлежащими применению следующие нормы Закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ - абзац 2 п. 1 ст. 7 Закона, как противоречащего ст. ст. 8, 13 Федерального закона “Об энергосбережении“ и ст. 10 Бюджетного кодекса РФ; абзаца 2 п. 1 ст. 16 Закона, как противоречащего п. 5 ст. 3 и ст. 14 Налогового кодекса РФ.

(извлечение)

Прокурор Новосибирской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании ст. 7 Закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ N
91-ФЗ противоречащей ст. 10 Бюджетного Кодекса, ст. ст. 8, 13 Федерального закона “Об энергосбережении“; ст. 16 п. 1 абзац 2 указанного выше Закона Новосибирской области - противоречащей ст. 57 Конституции РФ, п. 5 ст. 3, ст. 14 НК РФ, не действующими и не подлежащими применению.

Суд пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 п. 1 ст. 7 и абзаца 2 п. 1 ст. 16 Закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“, исходя из следующего.

Абзацем 2 п. 1 ст. 7 оспариваемого Закона Новосибирской области N 91-ОЗ предусмотрено, что территориальный Совет депутатов при регулировании отношений в сфере энергосбережения “утверждает объемы бюджетных средств для реализации территориальных программ в сфере энергосбережения и контролирует их использование“.

Представители заинтересованного лица - Новосибирского областного Совета депутатов признали требования прокурора Новосибирской области по существу в этой части. Кроме того, комитетом по промышленности, строительству и топливно - энергетическому комплексу Новосибирского областного Совета депутатов 5 июля 2001 года принято решение об изложении ст. 7 оспариваемого Закона N 90-ОЗ в новой редакции, из которой фактически исключен оспариваемый прокурором абзац 2 п. 1 данной статьи. По мнению суда, абзац 2 п. 1 ст. 7 оспариваемого Закона N 91-ОЗ противоречит ст. ст. 8, 13 Федерального закона “Об энергосбережении“ и ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, так как у территориальных органов государственной власти Новосибирской области отсутствуют источники финансирования программ в области энергосбережения. Суд посчитал подлежащим удовлетворению заявление прокурора Новосибирской области и в части признания противоречащим и не подлежащим применению федеральному законодательству абзаца 2 п. 1
ст. 16 Закона Новосибирской области N 91-ОЗ, исходя из следующего.

Представители заинтересованных лиц - Новосибирского областного Совета депутатов и Главы Администрации Новосибирской области признали требования прокурора области по существу в этой части. Кроме того, в проекте Закона Новосибирской области “О внесении изменений в Закон Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ предусмотрено исключить из абзаца второго п. 1 ст. 16 слова “в размере 1%“, а согласно решения комитета по промышленности, строительству и топливно - энергетическому комплексу от 05 июля 2001 года п. 1 ст. 7 предложено изложить в иной редакции.

Суд также пришел к убеждению, что абзац 2 п. 1 ст. 16 Закона области N 91-ОЗ в части указания о возможности установления отчислений (в размере 1%) противоречит федеральному законодательству. Данной нормой предусмотрено, что на разработку и реализацию программ энергосбережения в области направляются “отчисления в размере 1% от стоимости топливно - энергетических ресурсов, израсходованных организациями области, производящими электрическую и тепловую энергию, закладываемые по решению региональной энергетической комиссии в тарифы на электрическую и тепловую энергию, с последующим их перечислением на расчетный счет Фонда энергосбережения“. Данной нормой закона фактически введен определенный взнос, содержащий признаки сбора. Между тем, ст. 14 Налогового кодекса РФ определен перечень региональных налогов и сборов, среди которых отсутствует указанный выше вид сбора, установленный оспариваемой нормой закона Новосибирской области. Более того, пунктом 5 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленным настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в
ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Ст. 7 п. 1 абзацем 1 оспариваемого Закона Новосибирской области N 91-ОЗ предусмотрено, что территориальный Совет депутатов при регулировании отношений в сфере энергосбережения: утверждает территориальные программы в сфере энергосбережения, вносит в них изменения и дополнения, а п. 2 данной нормы предусмотрено, что территориальная администрация при регулировании отношений в сфере энергосбережения:

- участвует в реализации энергосберегающих программ Российской Федерации, области на территории города областного значения, района в области;

- разрабатывает территориальные энергосберегающие программы и осуществляет контроль за их исполнением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об энергосбережении“ установлено, что законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона “Об энергосбережении“, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 8 данного Федерального закона устанавливает основные принципы управления в области энергосбережения и определяет, что основой реализации энергосберегающей политики государства, т.е. Российской Федерации в целом, являются федеральные и межрегиональные программы в области энергосбережения. В связи с этим на полномочия субъектов РФ по регулированию энергосбережения на своих территориях данная норма ФЗ не распространяется.

Согласно преамбулы закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ - настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки, хранения и потребления топлива и энергии на территории Новосибирской области в целях эффективного использования энергоресурсов.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ дают исчерпывающий перечень полномочий, относящихся к исключительному ведению
РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Исходя из анализа указанных выше правовых норм суд пришел к убеждению, что регулирование отношений в области энергосбережения в этот перечень не входит. Согласно же ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Таким образом, в соответствии со ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона “Об энергосбережении“ к полномочиям субъектов РФ, (каковой является и Новосибирская область), относится принятие правовых актов по вопросам энергосбережения. Как усматривается из экспертного заключения Управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, закон Новосибирской области N 91-ОЗ “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ принят в соответствии со ст. 73 Конституции РФ. С выводами этого заключения суд согласился, эти выводы никем не опровергнуты, в том числе и прокурором. Согласно же п. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Оспариваемая прокурором Новосибирской области ст. 7 закона N 91-ОЗ (абзац 1 п. 1 и п. 2) в части предоставления полномочий территориальным органам государственной власти Новосибирской области в сфере энергосбережения относится к исключительному ведению Новосибирской области. С данным выводом согласился прокурор, участвующий в деле. Согласно же п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Таким
образом, исходя из всего вышесказанного суд пришел к убеждению, что оспариваемая прокурором ст. 7 Закона области N 91-ОЗ (абзац 1 п. 1 и п. 2) безусловно должна действовать на территории Новосибирской области, даже если и содержит противоречия ФЗ. Однако суд пришел к выводу, что такие противоречия между оспариваемой ст. 7 (абзац 1 п. 1 и п. 2) Закона субъекта РФ N 91-ОЗ и федеральными законами отсутствуют, исходя из следующего.

Ст. 8 Федерального закона “Об энергосбережении“ предусмотрено, что энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения. Субъекты РФ по вопросам энергосбережения обладают всей полнотой государственной власти. Такой вывод суда фактически подтверждается и “Федеральной целевой программой энергосбережения в России“, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 года N 80, согласно которой региональные энергетические программы являются важнейшим средством или инструментом реализации региональной энергетической политики. Также в данной программе отмечается, что реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством тех же механизмов, что и Ф.И.О.

Конституция РФ (ст. 77) определяет, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В систему органов государственной власти Новосибирской области, согласно ст. 6 Устава Новосибирской области и Закона Новосибирской области “О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области“, принятым в соответствии с п. “н“ ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, входят территориальные органы государственной власти. Данным органам
государственной власти Новосибирская область, как субъект Российской Федерации, делегировала часть своих полномочий по проведению энергосберегающей политики на территории области.

Таким образом, Законом Новосибирской области “Об энергосбережении в Новосибирской области“ территориальные органы государственной власти субъекта РФ законно и обоснованно наделены полномочиями по разработке и принятию территориальных программ энергосбережения.

Поэтому доводы прокурора Новосибирской области о противоречии ст. 7 п. 1 абзац 1 и п. 2 Закона Новосибирской области “Об энергосбережении на территории Новосибирской области“ - ст. ст. 8 и 13 Федерального закона “Об энергосбережении“ суд счел несостоятельными и в этой части в удовлетворении заявления прокурору Новосибирской области отказал.

Справка: решение вынесено 27.08.2001, определением Верховного суда от 13.12.2001 оставлено без изменения, вступило в законную силу 13.12.2001.