Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 16.11.2000 Исковые требования о включении в состав наследственного имущества вкладов наследодателя и признании за наследником права на наследство по закону на данные вклады, находящиеся в банке, в отношении которого открыто конкурсное производство, подведомственны судам общей юрисдикции.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2000 года

(извлечение)

М. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу “Акционерный Банк “Инкомбанк“ (ОАО “Акционерный Банк “Инкомбанк“) в интересах несовершеннолетнего сына Б. о включении в состав наследственного имущества вкладов его отца С. (умершего 10 января 1997 г.) в этом банке, признании за Б. права на наследство по закону на данные вклады, а также взыскании в его пользу суммы вкладов, процентов по ним и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 8 сентября 1999 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда) производство по делу по
иску М. прекращено.

Президиум Московского городского суда 16 ноября 2000 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ о частичной отмене вынесенных решений удовлетворил по следующим основаниям.

Принимая решение, суд исходил из того, что заявление о признании ОАО “Акционерный Банк “Инкомбанк“ банкротом принято арбитражным судом к производству, а в силу п. 4 ст. 11 и п. 1 ст. 57 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон) с этого момента кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке и имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований, установленного настоящим Законом.

С выводом суда согласиться нельзя.

Действительно, в п. 1 ст. 98 Закона установлено, что все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства. Однако это положение подлежит применению с учетом норм, содержащихся в других статьях данного Закона, в частности ст. ст. 2 - 4, 11 - 15, 46, 75, 114.

Как указано в ст. 2 Закона, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должником признается юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение определенного срока, а под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско - правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Согласно ст. 114 Закона конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов производится в порядке, определенном ст. ст. 46, 75 Закона.

В силу ст. 15 Закона в реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Помимо заявления о взыскании суммы вкладов и процентов, истицей предъявлены требования о включении в состав наследственного имущества вкладов С. и признании за Б. права на наследство по закону на данные вклады, не связанные со взысканием денежных сумм, определением их размера и установлением очередности удовлетворения денежных требований.

Таким образом, дело по иску М. подведомственно судам общей юрисдикции, что не противоречит также ст. 57 Закона. По смыслу данной статьи в ее взаимосвязи с другими положениями Закона (ст. ст. 46, 75, 114), кредитор должен соблюдать порядок предъявления имущественных претензий к должнику, установленный указанным Законом, в случае возникновения между ними разногласий о составе, размере и об очередности удовлетворения имущественных требований. Эти имущественные требования предполагают включение их в реестр требований кредиторов с целью погашения за счет имущества должника.

Между тем требование М. в части включения в состав наследственного имущества вкладов С. и признании за Б. права на
наследство по закону на данные вклады носит иной характер и не направлен на урегулирование разногласий о составе, размере и об очередности удовлетворения имущественных претензий, а также на их погашение за счет имущества должника.

Кроме того, ст. 57 Закона имеет в виду имущественные требования, вытекающие из внедоговорных и других обязательств, предусматривающих взыскание с должника денежных сумм и иного имущества должника.

Указанная часть требований М. не вытекает из договора либо иного обязательства, предусматривающих уплату денежных сумм из средств или за счет имущества должника.

Предъявление М. в суд общей юрисдикции иска о включении в состав наследственного имущества вкладов С. и признании за Б. права на наследство по закону на данные вклады не противоречит требованиям ст. 98 Закона, основано на положениях ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 25 ГПК РСФСР.

В связи с изложенным суд незаконно прекратил производство по делу по иску М. к ОАО “Акционерный Банк “Инкомбанк“ о включении в состав наследственного имущества вкладов С. и признании за Б. права на наследство по закону на данные вклады по п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.

Поэтому президиум Московского городского суда определение Черемушкинского районного суда г. Москвы и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда отменил в части требования М. о включении в состав наследственного имущества вкладов С. и признании за Б. права на наследство по закону на данные вклады, дело направил в этой части на рассмотрение в суд первой инстанции.