Решения и определения судов

Решение Кемеровского областного суда от 30.08.2000 N 3-197/00 О признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 “Об утверждении Правил любительского и лицензионного рыболовства в водоемах Кемеровской области“.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2000 г. по делу N 3-197/00

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.02.99 N 9

“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И

ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫБОЛОВСТВА В ВОДОЕМАХ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ“>

Областной суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Г.П.Шостак,

при секретаре Г.О.Г.,

с участием прокурора Н.А.Масловец,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению и.о. прокурора Кемеровской области о признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 “Об утверждении Правил любительского и лицензионного рыболовства в водоемах Кемеровской области,

установил:

И.о. прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 и утвержденных им Правил любительского и лицензионного
рыболовства в водоемах Кемеровской области.

Свои требования и.о. прокурора области обосновывал тем, что реализация указанных Правил, то есть лов рыбы в установленных ими местах, способами, количестве и т.п. негативно воздействует на окружающую природную среду, так как изъятие объектов животного мира из среды обитания влечет за собой нарушение естественных биологических систем, уменьшение количества рыбы в водных объектах.

Кроме того, данными Правилами разрешен лов рыбы в реках, находящихся в охранной зоне государственного природного заповедника “Кузнецкий Алатау“ без согласования с администрацией заповедника в нарушение п. 12.2 положения “Об охранной зоне заповедника “Кузнецкий Алатау“ утвержденного решением малого совета областного Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.09.93, и без проведения государственной экологической экспертизы в противоречии с федеральным законодательством.

В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Масловец Н.А. заявленное требование поддержала.

Представитель Администрации Кемеровской области заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что проведение экологической экспертизы при издании оспариваемых правил не является обязательным, так как круг вопросов, регулируемых данными Правилами, не может привести к негативному воздействию на окружающую среду. Решение малого Совета от 28.09.93, которым определены границы охранной зоны заповедника “Кузнецкий Алатау“, юридической силы не имеют, поскольку принят ненадлежащим органом, поэтому согласования с администрацией заповедника не требовалось.

Представитель Кемеровской областной инспекции рыбоохраны заявление не признал и просил отказать в его удовлетворении, указывая, что охранная зона не имеет особого статуса, не является зоной заповедного режима, на ее территории допускается всякое рыболовство; согласования с администрацией заповедника не требовалось; законом не предусмотрена обязательная экологическая экспертиза в данном случае.

Представитель Госкомэкологии просил заявление и.о. прокурора оставить без удовлетворения, одновременно обязать Администрацию области внести в Правила рыболовства, утвержденные
оспариваемым постановлением, дополнения согласно заключению экспертизы.

Представитель заповедника “Кузнецкий Алатау“ заявленное требование поддержал, указывая, что в Правилах не нашел отражение особый статус охранной зоны заповедника, что приводит к отрицательному влиянию на природную среду; кроме того, данные правила приняты без согласования с администрацией заповедника в нарушение п. 12.2 Положения “Об охранной зоне заповедника “Кузнецкий Алатау“, утвержденного решения малого Совета областного Совета народных депутатов Кемеровской области.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой и ст. 20 Федерального закона “О животном мире“ животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющаяся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а также материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.

Согласно ст. 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ обязательной государственной экологической экспертизе, Ф.И.О. субъектов Российской Федерации, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающим природную среду.

Как установлено судом, постановлением Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 утверждены Правила любительского и лицензионного рыболовства на водоемах Кемеровской области и Перечни водоемов и их участков, предназначенных для указанных целей (л. д. 5 - 13).

Данными Правилами устанавливаются места, разрешенные для любительского и
лицензионного рыболовства (п. 2.1; п. 3.2); орудия любительского и лицензионного лова (удочки, спиннинги, ставные сети, жерлицы и др.) (п. 2.2; п. 3.2) предусмотрены предельные нормы вылова рыбы, раков (п. п. 2.3; 2.4; 3.3); определяются места и условия промыслового лова рыбы и лова рыбы ценных пород (п. п. 3.2; 4 - 8); обязанности и права рыболовов (п. п. 9, 10). В Перечнях перечислены водоемы и их участки, запрещенные для любительского и лицензионного лова.

Из содержания оспариваемых Правил и Перечней следует, что установление Администрацией области порядка и способов ловли рыбы, определение количества и видов рыбы, подлежащих вылову, в том числе ценных и особо охраняемых видов, а также мест ловли без учета режима особой охраны территории Шорского национального парка и государственного заповедника “Кузнецкий Алатау“ и их охранных зон может привести к негативному воздействию на окружающую среду, поскольку может повлечь за собой нарушение естественной биологической системы, уменьшении количества рыбы в водных объектах, исчезновение ценных и особо охраняемых видов рыб, оказать неблагоприятное воздействие на охраняемую природную территорию, нарушить места сохранения генетического фонда животного мира, а, следовательно, проведение экологической экспертизы в силу названных федеральных законов является необходимым.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемый нормативный акт перед его изданием государственную экологическую экспертизу не проходил, что не оспаривали заинтересованные лица.

В процессе рассмотрения дела такая экспертиза была проведена, из заключения которой усматривается, что в оспариваемых Правилах не нашли отражения условия рыболовства на особо охраняемых территориях и их охранных зонах (Шорский национальный парк, заповедник “Кузнецкий Алатау“); не все виды запрещенных к рыболовству рыб включены в такой список; Правила неполностью соответствуют существующему природоохранному
законодательству (л. д. 27 - 30).

Таким образом, по мнению суда, выводы экспертов свидетельствуют о том, что реализация Правил может привести к негативному воздействию на окружающую среду и проведение предварительной экологической экспертизы проекта оспариваемого нормативного акта являлось обязательным. Кроме того, как видно из заключения экспертной комиссии, объектом исследования являлись лишь вопросы рыболовства в охранной зоне заповедника “Кузнецкий Алатау“.

Обязательность прохождения экологической экспертизы подтвердил и представитель Госкомэкологии.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что проведение государственной экологической экспертизы перед принятием Администрацией области оспариваемого нормативного акта не требовалось, реализация оспариваемых Правил не может привести к негативному влиянию на окружающую среду, как полагает суд, необоснованны, поскольку оспариваемый правовой акт субъекта Российской Федерации носит нормативный характер; определяет способы и количество вылова рыбы в водоемах области, в том числе ценных и особо охраняемых видов; устанавливает места ловли рыбы на территории области без учета особого режима охраны территорий Шорского национального парка и особого статуса охранной зоны заповедника “Кузнецкий Алатау“, а в силу преамбулы и п. п. 3 и 7 ст. 2 Федерального закона “Об особо охраняемых территориях“ территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются объектами общенационального достояния. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропологических воздействий могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Следовательно, реализация Правил Может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, о которых говорится в ст. 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“, и проведение ее перед принятием оспариваемого правового акта являлось обязательным. Возможное наступление или отсутствие вредных экологических последствий в результате реализации Правил
может быть установлено только государственной экологической экспертизой, которая вопреки требованиям закона принятию оспариваемого нормативного акта не предшествовала.

Возражения представителей заинтересованных лиц, что при принятии оспариваемого постановления не требовалось учитывать особый правовой статус охранной зоны государственного заповедника “Кузнецкий Алатау“, поскольку ее границы определены с нарушением установленного законом порядка, по мнению суда, безосновательны, так как Администрация области - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в своей деятельности обязана руководствоваться нормативными актами, принятыми прежними органами представительной и исполнительной власти в пределах компетенции, если эти акты в установленном порядке не признаны утратившими силу. То обстоятельство, что Администрация области после принятия Федерального закона “Об особо охраняемых территориях“ (от 14.03.95 N 33-ФЗ) не внесла изменения в решение малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 28.10.93 N 23 “Об уточнении границ заповедника “Кузнецкий Алатау“ (л. д. 31 - 33), как полагает суд, не может расцениваться иначе как подтверждение полномочным исполнительным органом субъекта Российской Федерации ранее принятого нормативного акта, устанавливающего границы охранной зоны заповедника “Кузнецкий Алатау“ и ее правовой режим.

При таких данных суд приходит к выводу, что имеются основания для признания постановления Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 “Об утверждении Правил любительского и лицензионного рыболовства в водоемах Кемеровской области“ недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Суд полагает целесообразным сообщение о принятом решении не направлять в средства массовой информации для опубликования, поскольку, как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону“ обязательным для опубликования в средствах
массовой информации является решение суда о признании противоречащим закону нормативного правового акта, а в данном случае правовой акт признан недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239/7-239/8 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора области удовлетворить.

Признать постановление Администрации Кемеровской области от 26.02.99 N 9 “Об утверждении Правил любительского и лицензионного рыболовства в водоемах Кемеровской области“ недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Кемеровского

областного суда

К.П.ШОСТАК