Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.12.2007 по делу N А14-715-2007/32/29 Оценив положения ст. ст. 4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, арбитражный суд правомерно указал на то, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. по делу N А14-715-2007/32/29

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 11.12.2007.

Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2007.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 по делу N А14-715-2007/32/29,

установил:

ОАО “Центральная телекоммуникационная компания“ в лице Воронежского филиала обратилось в арбитражный суд с иском к субъекту Российской Федерации - Воронежская область в лице Администрации Воронежской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании части убытков в размере 12500 руб., причиненных истцу
в результате неполного возмещения расходов на реализацию льгот по оплате услуг за пользование радио, установленных ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период февраль (частично) - декабрь 2004 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Каменского муниципального района Воронежской области, Главное финансовое управление Воронежской области, Главное управление труда и социального развития Воронежской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил сумму иска до 30625 руб. 31 коп.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2007 производство по делу в части требований к Воронежской области в лице Администрации Воронежской области прекращено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ взыскано 30625 руб. 31 коп. убытков.

В апелляционном порядке законность принятого судебного акта не проверялась.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 25.06.2005 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобы.

Представители истца и третьих лиц в судебное заседание кассационной инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Воронежской области, оценив
доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Судом первой инстанции установлено, что 25.03.2003 между ОАО “ЦентрТелеком“ в лице Лискинского узла электрической связи (поставщик) и Комитетом по труду и социальному развитию Администрации Каменского района Воронежской области (заказчик) был заключен договор N 9 на предоставление льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 и возмещением расходов в связи с предоставлением инвалидам услуг на льготных основаниях за счет средств, выделенных из областного и федерального бюджетов в пределах утвержденных лимитов.

По условиям договора поставщик принял на себя обязательство своевременно оказывать услуги за пользование радио на льготных основаниях в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а заказчик обязался производить возмещение понесенных затрат на реализацию льгот в пределах, полученных от Главного управления труда и социального развития ии Воронежской области средств, выделенных на указанные цели, путем перечисления их на расчетный счет поставщика.

В период с 01.01.2004 по 31.12.2004 ОАО “ЦентрТелеком“ предоставляя льготу в виде 50-процентной скидки за пользование радиотрансляционной точкой инвалидам Каменского муниципального района Воронежской области в соответствии с N 181-ФЗ от 24.11.1995 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, понесло убытки в сумме 33 401 руб. 31 коп., составляющие разницу между установленными для населения тарифами и 50-процентной оплатой данного тарифа льготной категорией граждан.

Отделом социальной защиты населения Администрации Каменского района в счет возмещения истцу расходов по предоставлению льгот перечислено 2776 руб.

Согласно актам сверки взаимных расчетов между Лискинским узлом электрической связи Воронежского филиала ОАО “ЦентрТелеком“ и Комитетом по труду и социальному развитию Администрации Каменского
района задолженность по невозмещенным расходам, связанным с предоставлением льгот по услугам за пользование радио в 2004 году составляет 30625 руб. 31 коп.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО “ЦентрТелеком“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскании заявленных истцом убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ст. 28 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования данной льготы законом не определен.

Порядок возмещения расходов операторам связи, понесенных в связи с предоставлением льгот, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963 “О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “Государственных пособиях гражданам, имеющих детей“, где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета.

Действие названных постановлений продлено, в том числе на 2004 год.

Статьей 47 ФЗ “О
федеральном бюджете на 2004 год“ N 186-ФЗ от 23.12.2003 было предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направленных на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В соответствии с приложением N 14 к указанному закону бюджету субъекта Российской Федерации - Воронежская область в 2004 году на реализацию указанных льгот за счет средств Фонда компенсаций были выделены субсидии в сумме 124113 тыс. руб. Согласно распоряжению Администрации Воронежской области N 113-р от 29.01.2004 на возмещение расходов ОАО Воронежскому филиалу ОАО “ЦентрТелеком“ распределено 5642,0 тыс. руб.

Законом Воронежской области N 75-03 от 31.12.2003 “Об областном бюджете на 2004 год“ установлено, что доходы областного бюджета на 2004 год формируются, в том числе, за счет субсидий из Федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Другие источники финансирования возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы инвалидам, законом не предусмотрены.

Документальное подтверждение выделения Воронежской области из федерального бюджета денежных средств в размере, достаточном для покрытия расходов организаций, предоставляющих льготы в соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в РФ“, в материалах дела отсутствует.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а также размер понесенных и не возмещенных истцу расходов в сумме 30 625 руб. 31 коп. установлен судом на основании имеющихся в деле доказательств: реестрах абонентов, использовавших льготу, платежных документах, актах сверки расчетов, составленных Лискинским узлом электрической связи Воронежского филиала ОАО “ЦентрТелеком“ и Комитетом по труду и социальному развитию Администрации Каменского района.

Доказательства возмещения истцу затрат по предоставлению льгот, установленных
ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ответчиком в материалы дела не представлены.

Оценив положения ст. ст. 4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, арбитражный суд правомерно указал на то, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования ответчик суду не представил, суд обоснованно на основании ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации, причиненные ОАО “ЦентрТелеком“ убытки в сумме 30 625 руб. 31 коп., понесенные последним в связи с предоставлением инвалидам льгот по абонентской плате за пользование радио.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, считает выводы суда соответствующими нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 по делу N А14-715-2007/32/29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает
в законную силу с момента его принятия.