Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.12.2007 по делу N А14-686/2007-23/1 Российская Федерация, установив Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льготы по плате за пользование радиотрансляционной точкой, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. по делу N А14-686/2007-23/1

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2007 г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30 мая 2007 г. по делу N А14-686/2007/23/1,

установил:

Открытое акционерное общество “Центральная телекоммуникационная компания“ в лице Воронежского филиала (далее - ОАО “ЦентрТелеком“) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к субъекту Российской Федерации - Воронежской области в лице Администрации Воронежской области и Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 12 500 руб. в частичное возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за период с января по декабрь 2004 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Борисоглебского муниципального района Воронежской области, Главное управление труда и социального развития Воронежской области, Главное финансовое управление Воронежской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать 193 348 руб. 02 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период с января по декабрь 2004 г.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2007 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ взыскано 193 348 руб. 02 коп. в возмещение убытков. Производство по делу в части требований к субъекту Российской Федерации - Воронежской области в лице Администрации Воронежской области прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не соглашаясь с принятым по делу решением от 30.05.2007 г., Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой
просит об отмене обжалуемого судебного акта, как незаконного.

Заявитель кассационной жалобы указывает на надлежащее исполнение федеральными органами исполнительной власти обязанности по перечислению Воронежской области предусмотренных в федеральном бюджете на 2004 г. денежных средств на компенсацию расходов предприятий связи в связи с оказанием ими услуг по льготным ценам гражданам, указанным в ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Заявитель считает, что отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда, то есть не доказана вина государственных органов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков у истца; ОАО “ЦентрТелеком“ не подтвердило документальными доказательствами наличие убытков и свое утверждение о бездействии государственных органов при формировании бюджета; Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области не является главным распорядителем средств и не может быть надлежащим представителем ответчика по делу; истец не доказал того, что понес убытки, предоставляя скидку за пользование услугами телефонной связи, поскольку не доказал факт предоставления скидки.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что между ОАО “ЦентрТелеком“ и Управлением социальной защиты Администрации города Борисоглебска - района
Воронежской области заключен договор N 11 от 05.02.2004 г., предметом которого является порядок возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением льгот инвалидам по услугам за пользование радиотрансляционной точкой в соответствии с Федеральным законом РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.7 указанного договора предприятие связи приняло на себя обязательство оказывать инвалидам услуги проводного вещания, а Управление социальной защиты населения Администрации г. Борисоглебска - района Воронежской области производит перечисление денежных средств организации после получения их от Главного управления труда и социального развития Воронежской области не позднее трех дней при условии документального подтверждения понесенных расходов.

За 2004 год невозмещенные расходы истца по предоставлению населению Борисоглебского муниципального района Воронежской области услуг за пользование радио на льготных основаниях в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ составили 193 348 руб. 02 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 28 Федерального закона N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ст. ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда правильным, обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установленными.

В соответствии со ст. 28 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливалась 50-процентная скидка за пользование радиотрансляционной точкой.

Порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных в связи
с предоставлением льгот, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. N 963 “О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“ (далее - Правила), и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 г. N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “Государственных пособиях гражданам, имеющих детей“, где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета. Действие указанных постановлений продлено на 2004 год (Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004 г.).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в п. 1 настоящих Правил, производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год Министерству труда и социального развития РФ.

Согласно п. 3 Правил выделение средств из федерального бюджета на указанные цели производится на основании решения Министерства труда и социального развития РФ о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации с учетом бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением N 14 к ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год из Фонда компенсаций Воронежской области в 2004 году на реализацию ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ были выделены субсидии в сумме 124 113 тыс. руб., которые были получены и зачислены на лицевой счет Главного финансового управления Воронежской области с указанием их целевого использования.

Данных о нецелевом использовании указанных средств в деле не имеется.

Однако фактически выделенных истцу бюджетных средств для компенсации его расходов на
реализацию льгот по оплате за пользование радио оказалось недостаточно для возмещения его потерь в полном объеме.

На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред в указанных случаях возмещается за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация, установив Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льготы по оплате за пользование радиотрансляционной точкой, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, истец в силу ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов по выполнению Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не было выделено в достаточном количестве, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного Закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем отсутствие в оспариваемых судебных актах выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не является основанием для отмены обжалуемого решения. Поэтому суд пришел к правомерному выводу о
необходимости взыскания убытков с Российской Федерации.

Безосновательна ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что Министерство финансов Российской Федерации не может выступать в качестве ответчика по данному иску.

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы в обоснование своих доводов, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Арбитражным судом установлено, что предусмотренных федеральным бюджетом на 2004 г. средств на возмещение расходов, связанных с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ оказалось недостаточно для возмещения истцу расходов, заявленных ко взысканию по настоящему делу.

Таким образом, в указанной части в федеральном бюджете на соответствующий год денежные средства не предусматривались. Соответственно, в этой части не был определен и главный распорядитель средств федерального бюджета на данные цели.

Следовательно, представителем казны Российской Федерации правомерно в силу ст. 1071 ГК РФ, признано Министерство финансов Российской Федерации.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а также размер понесенных и не возмещенных расходов в сумме 193 348 руб. 02 коп. установлен судом первой инстанции на основании имеющихся в
деле доказательств, которым арбитражный суд в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку.

Кроме того, представленный истцом расчет убытков подтверждается, в частности, актами сверки количества инвалидов и семей детей-инвалидов и суммы понесенных расходов за предоставление льготы за радио в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Указанные акты оформлялись истцом во исполнение договора на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг за пользование радио и передавались в Управление социальной защиты населения Администрации Борисоглебского муниципального района Воронежской области в соответствии с порядком финансирования льгот, действовавшим в Воронежской области в спорный период.

Иной расчет размера убытков ответчиком не представлен; доказательств, свидетельствующих о том, что истец понес убытки в меньшем объеме, чем указано в расчете истца, ответчиками также не представлено.

С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 30 мая 2007 г. по делу N А14-686/2007/23/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.