Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2007 по делу N А64-4349/06-15 Статьей 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 сентября 2007 г. Дело N А64-4349/06-15“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.10.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 по делу N А64-4349/06-15,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Тамбова обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными Решения N 5/03 и предписания N 5/03 от 22.05.2006 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о нарушении требований антимонопольного законодательства и их устранении.

Решением суда от 23.10.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007
решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Управление) просит решение и постановление отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение и постановление подлежат отмене с принятием нового решения.

Как следует из материалов дела, 29.12.2005 между администрацией г. Тамбова и ОАО “Тамбовская областная сбытовая компания“ заключен договор от 29.12.2005 N 1.1.06-101X5, в соответствии с которым ОАО “ТОСК“ обязуется подавать электроэнергию населению г. Тамбова, а администрация организует оплату за потребленную электроэнергию по тарифам, утвержденным РЭК Тамбовской области, средствами, полученными от населения.

На основании обращения ОАО “Тамбовские коммунальные системы“ Управлением проведена проверка соблюдения администрацией г. Тамбова требований антимонопольного законодательства, по результатам которой 22.05.2006 комиссией Управления вынесено Решение N 5/03, в соответствии с которым администрация признана нарушившей ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон N 948-1) путем ограничения конкуренции на рынке услуг купли-продажи электрической энергии населению г. Тамбова.

В соответствии с указанным решением комиссией Управления предписано администрации в срок до 01.09.2006 прекратить нарушение ст. 7 Закона N 948-1 и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно осуществить отбор энергосбытовой компании, не допуская необоснованного представления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Считая, что принятые Управлением ненормативные правовые акты незаконны, администрация обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь Федеральным законом от 13.12.94 N 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд“ и Федеральным законом от 06.05.99 N 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных нужд“, пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа противоречат требованиям Закона “О конкуренции“, нарушают права и законные интересы администрации г. Тамбова.

Между тем обжалуемые судебные акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и подлежат отмене исходя из следующего.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ основами государственной политики в сфере электроэнергетики является использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.

В соответствии со ст. 20 указанного Закона основными принципами и методами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 948-1 (в редакции, действовавшей на момент принятия Управлением оспариваемых решения и предписания) настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 7 Закона N 948-1 установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Указанная норма права специально направлена на предотвращение
действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

Положениями ст. 7 Закона N 948-1 устанавливаются определенные правила деятельности органов местного самоуправления, соблюдение которых является обязательным для всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ОАО “Тамбовская областная сбытовая компания“ не является единственным поставщиком электроэнергии. Аналогичные услуги в г. Тамбове оказывают ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания“, ООО “Спектр-плюс“ и другие организации.

Доказательств того, что при заключении договора обеспечения электроэнергией населения от 29.12.2005 ОАО “ТОСК“ являлось единственным поставщиком электроэнергии на розничном рынке, а другие компании совмещали деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии в нарушение ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период“, администрацией не представлено.

В связи с чем администрация г. Тамбова, заключив договор от 29.12.2005 N 1.1.06-101/5 с ОАО “ТОСК“ без проведения процедуры отбора, предоставила Обществу необоснованные преимущества и поставила в заранее невыгодное положение остальные хозяйствующие субъекты, работающие на рынке электроснабжения, устранив конкуренцию.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, учитывая, что обжалуемым Решением Управления от 22.05.2006 N 58-3-06/750п администрация признана нарушившей ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и ей предписано прекратить указанное нарушение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, кассационная коллегия считает, что решение и предписание антимонопольного органа вынесены в соответствии с действующим законодательством, являются законными и обоснованными, в силу чего обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения.

При подаче кассационной жалобы Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В связи с удовлетворением кассационной жалобы уплата госпошлины возлагается на администрацию г. Тамбова.

Руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.10.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 отменить.

Отказать администрации г. Тамбова в удовлетворении требования о признании незаконными Решения N 5/03 и предписания N 5/03 от 22.05.2006 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.

Взыскать с администрации г. Тамбова в доход федерального бюджета 1000 руб. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его
принятия.