Постановление ФАС Центрального округа от 25.09.2007 по делу N А09-8571/2006-8 В силу абзаца 8 статьи 20 Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 сентября 2007 г. Дело N А09-8571/2006-8“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А09-8571/2006-8,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - Управление) в государственной регистрации от 07.11.2006 N 01/045/2006-856, а также обязании Управления зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок (кадастровый номер 32:28:04 15 02:0012) площадью 191835 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Фокинский район, северо-восточная промзона.
Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые по делу решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
Администрация 06.09.2006 обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок (кадастровый номер 32:28:04 15 02:0012) площадью 191835 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Фокинский район, северо-восточная промзона.
Сообщением Управления от 07.11.2006 N 01/045/2006-856 в государственной регистрации права на земельный участок было отказано по основаниям, изложенным в абз. 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества (Постановление Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3095-П) был отменен.
Не согласившись с действиями Управления, Администрация оспорила их в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав.
В силу абз. 8 указанной статьи Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В качестве правоустанавливающего документа на спорный земельный участок Администрацией в регистрирующий орган представлено Постановление Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3095-П “О предоставлении Фокинской районной администрации города Брянска земельного участка для благоустройства и обслуживания территории в северо-восточной промзоне Фокинского района города Брянска“.
Вместе с тем на основании ст. 1 Закона Брянской области от 09.10.2006 N 76-3 “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым губернатором Брянской области.
Во исполнение указанной нормы закона администрацией Брянской области принято Постановление от 30.10.2006 N 641 “Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - города Брянска и Положения об областной земельной комиссии“, в соответствии с которым Управление имущественных отношений Брянской области наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу данных полномочий Управлением имущественных отношений Брянской области издан Приказ от 31.10.2006 N 155 об отмене ряда постановлений Брянской городской администрации, в том числе и Постановления от 04.09.2006 N 3095-П.
Таким образом, поскольку на момент отказа в государственной регистрации прав Постановление Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3095-П было отменено, а значит, у Администрации отсутствовали правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для государственной регистрации права собственности на спорный земельный у Управления не имелось.
Ссылка Администрации на то, что Приказ от 31.10.2006 N 155 издан после того, как было направлено заявление о государственной регистрации, обоснованно отклонена апелляционной инстанцией, поскольку, исходя из смысла правовых норм, содержащихся в ст. ст. 2, 13, 14, 16, 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ процедура государственной регистрации прав имеет несколько этапов - от приема документов до совершения регистрации (внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдачи удостоверений о произведенной государственной регистрации прав).
Наличие правоустанавливающего документа на объект имущественных прав при совершении государственной регистрации права является обязательным.
Постановление Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3095-П отменено 31.10.2006, то есть до решения вопроса о государственной регистрации права по существу, что и установлено регистрирующим органом в момент проверки поданных Администрацией документов.
Так же обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что проверка документов, поданных на государственную регистрацию, осуществлялась с превышением срока, установленного ст. 13 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку государственная регистрация приостанавливалась в соответствии со ст. 19 указанного Закона, о чем Администрация (уполномоченный представитель) была уведомлена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А09-8571/2006-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.