Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.09.2007 по делу N А36-2952/2006 В силу ст. ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под выгрузкой более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф без внесения при этом платы за пользование вагонами. При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет штрафа не принимается, задержка вагонов от 15 минут до 1 часа принимается за полный час.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 сентября 2007 г. Дело N А36-2952/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ на Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.06.2007 по делу N А36-2952/2006,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Российские железные дороги“ (далее - “РЖД“) обратилось в арбитражный суд к ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат“ (далее - ОАО “НЛМК“) с иском о взыскании штрафных санкций в размере 53200 руб. на основании договора N 4/186/10 от 25.01.2000.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил свои требования до 53800 руб.

Решением Арбитражного суда
Липецкой области от 09.06.2007 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе истец просит отменить оспариваемый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в частности, на неправильное толкование положений ст. ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ОАО “Российские железные дороги“ поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО “НЛМК“ просил Решение суда от 09.06.2007 оставить без изменения, как принятое в соответствии с действующим законодательством.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает необходимым оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.

25.01.2000 между истцом и ответчиком заключен договор N 4/186/10 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО “НЛМК“ при станциях примыкания Казинка, Чугун-2 ЮВЖД, по условиям которого истец обязался подавать и убирать вагоны, а ответчик - соблюдать установленные договором технологические сроки оборота вагонов и производить плату за пользование вагонами. Срок действия договора определен с 01.01.2000 по 01.01.2005 и продлен дополнительным соглашением до 31.12.2006.

За пользование вагонами, контейнерами Ветвевладелец (ответчик) уплачивает Дороге (истцу) плату.

Согласно абзацу 4 параграфа 4 договора оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами исчисляется с момента передачи вагонов Ветвевладельцу (окончания приемосдаточных операций с вручением перевозочных документов) до момента их предъявления Ветвевладельцем Дороге на путях станций Новолипецк, Чугун-2 с оформлением памяток приемосдатчика.

В соответствии с параграфом 8 договора на подъездном пути устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: для погрузки маршрутов - 44,1 часа; для составов, сформированных из порожних полувагонов, длиной 50 - 55 физических вагонов - 34,1 часа;
общий срок для всех вагонов, кроме вагонов, отправляемых маршрутами, - 26,1 часа.

Согласно абзацу 2 параграфа 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 29.10.2001 в оплачиваемое время пользования вагонами не включается время в размере 21 часа, затрачиваемое на выполнение операций, перечень которых и время на их выполнение предусмотрено “Ведомостью затрат времени на операции, выполняемые ОАО “НЛМК“, не включаемых в оплачиваемое время за пользование вагонами в соответствии с п. 5 Тарифного руководства N 2“, которая является неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Начисление платы за пользование вагонами осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов (абзац 2 параграфа 9 договора).

Учитывая условия договора, предусмотренные параграфом 8 и положениями п. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав), срок, по истечении которого ответчик обязан уплачивать перевозчику штраф за задержку вагонов, составляет: для погрузки маршрутов - 68,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 44,1 часа - по договору; для составов, сформированных из порожних полувагонов, длиной 50 - 55 физических вагонов - 58,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 34,1 часа - по договору; общий срок для всех вагонов, кроме отправляемых маршрутами, - 50,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 26,1 часа - по договору.

Из ведомостей подачи и уборки вагонов усматривается, что в период с 01.10.2005 по 31.10.2005 ответчиком была допущена задержка вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных подъездных путях необщего пользования по истечении сроков, установленных законом и договором.

По расчетам истца, общая сумма штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных подъездных путях необщего пользования
составила 846800 руб., ответчиком оплачено 793000 руб.

Ссылаясь на то, что между начисленным истцом и оплаченным ответчиком образовалась разница в недоборе штрафа на сумму 53800 руб., ОАО “РЖД“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Как усматривается из дела, стороны не оспаривают факт задержки вагонов и необходимость применения штрафа, разногласия возникли по механизму расчета штрафа.

Истец в своем расчете штрафа для определения оплачиваемого (расчетного) времени учитывает 21 час неоплачиваемого времени, установленного дополнительным соглашением к договору, и определяет оплачиваемое время путем вычитания из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями неоплачиваемого времени (21 час согласно договору) и округления полученного результата в соответствии с п. 9 Тарифного руководства N 2. Затем определяет время для начисления платы за пользование вагонами, как сумму 24 часов (по ст. 62 Устава) + технологическое время оборота вагонов (параграф 8 договора), из которой вычитает 21 час неоплачиваемого времени, результат округляет до целых часов. В связи с чем время для начисления штрафа за задержку вагонов определяет путем вычитания из оплачиваемого времени времени для начисления платы за пользование вагонами, и результат округляет до целых часов. Начисление штрафа производит согласно ст. 100 Устава.

Ответчик для расчета времени задержки вагонов из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями вычитает установленные ст. 99 Устава 24 часа и технологический срок оборота вагонов согласно параграфу 8 договора N 4/186/10 от 25.01.2000. Установленный дополнительным соглашением к договору 21 час неоплачиваемого времени для расчета штрафа не применяет, поскольку, по его мнению, он служит только для определения платы за пользование вагонами. Полученный результат также округляет в порядке, предусмотренном ст. 100 Устава.

Принимая решение
по делу, суд первой инстанции счел обоснованным расчет ответчика. При этом суд руководствовался п. 6 ст. 62, ст. 99, ст. 100 Устава.

Кассационная коллегия считает необходимым согласиться с таким выводом.

Согласно п. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 настоящего Устава.

В силу ст. ст. 99, 100 Устава за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под выгрузкой более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф без внесения при этом платы за пользование вагонами. При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет штрафа не принимается, задержка вагонов от 15 минут до 1 часа принимается за полный час.

Учитывая вышеназванные нормы права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что для начисления штрафа за задержку вагонов следует из общего времени пользования вагоном вычесть 24 часа, предусмотренные ст. 99 Устава, и технологический срок оборота вагонов, установленный параграфом 8 договора N 4/186/10 от 25.01.2000; полученный результат округлить в порядке, предусмотренном ст. 100 Устава.

Доводы, изложенные в
кассационной жалобе, были предметом изучения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, переоценка которых в силу ст. 286 АПК РФ выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного кассационная коллегия считает, что Арбитражным судом Липецкой области полно установлены фактические обстоятельства дела, представленным в дело доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.06.2007 по делу N А36-2952/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 13.09.2007.