Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.08.2007 по делу N А19-10267/07-27 Суд признал незаконным и отменил полностью постановление отдела пожарного надзора о наложении административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, поскольку доказательства того, что ответчик не произвел или произвел неудовлетворительную очистку мест рубок, в материалах дела отсутствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 августа 2007 г. по делу N А19-10267/07-27

Полный текст решения изготовлен 15.08.2007.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Колосовым В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Братсклес“

к Отделу государственного пожарного надзора по Братскому району

о признании незаконным постановления N 38/18-198 от 21.06.2007 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности

при участии в заседании:

от заявителя - не явился

от ответчика - не явился

установил:

Открытое акционерное общество “Братсклес“ (далее ОАО “Братсклес“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора по Братскому району
о признании незаконным постановления N 38/18-198 от 21.06.2007 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности.

Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве, заявленные требования не признал.

Дело в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Падунским лесхозом по результатам освидетельствования мест рубок было выявлено, что ОАО “Братсклес“ на территории 123 и 140 кварталов Дубынинского лесничества произвело неудовлетворительную очистку мест рубок.

По данному факту 08.06.2007 исполняющим обязанности прокурора Падунского района г. Братска вынесено постановление, которым установлено, что на территории 123 и 140 кварталов Дубынинского лесничества ОАО “Братсклес“ не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков, качество и своевременность очистки мест рубок не соответствовало требованиям п. 71 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов (Утверждены Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 1 ноября 1983 г. N 130), чем нарушило требования п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886), действовавшие на момент вынесения оспариваемого постановления, что явилось основанием для привлечения ОАО “Братсклес“ к административной ответственности по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Братску и Братскому району N 38/18-198 от 21.06.2007 ОАО “Братсклес“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.32 КоАП РФ в виде
штрафа в размере 20000 руб.

Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В оспариваемом постановлении указано, что ОАО “Братсклес“ не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков на общей площади 5 га.

В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886) предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица (в том числе лесхозы) и граждане, ведущие рубки леса, обязаны независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков.

Способы очистки рубок указываются лесхозами в лесорубочных билетах.

При проведении выборочных и постепенных рубок, а также при проведении сплошных рубок в случаях, когда лесопользователи обязаны сохранить подрост и молодняк, должны применяться преимущественно безогневые способы очистки лесосек от порубочных остатков.

При проведении очистки мест рубок лесопользователи должны:

- производить весеннюю доочистку мест рубок в случае рубки и
очистки лесосек в зимнее время;

- укладывать порубочные остатки в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания или сжигания или разбрасывать их в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 метров от стен леса. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если расстояние между ними не обусловлено технологией лесосечных работ;

- заканчивать сжигание порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки леса и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок, производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В отдельных районах, в виде исключения, сжигание порубочных остатков на лесосеках может допускаться в течение пожароопасного сезона. Перечень таких районов и порядок проведения работ по сжиганию порубочных остатков устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению государственных органов управления лесным хозяйством.

При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на лесосеках подроста, семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.

Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается.

При трелевке деревьев с необрубленными кронами сжигание порубочных остатков на верхних складах (пунктах погрузки) может производиться в течение всего периода заготовки, трелевки и вывозки древесины в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил.

Лесорубочным билетом N 17 от 17.04.2006 установлено, что ОАО “Братсклес“ обязано произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку посредством сбора порубочных остатков на волока с последующим принятием проходами трактора с оставлением на месте для перегнивания.

В соответствии с актами освидетельствования мест рубок N 56,
N 58 от 07.05.2007 ОАО “Братсклес“ произвело неудовлетворительную очистку мест рубок на общей площади 5 га.

Согласно п. 71 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) качество очистки лесосек считается неудовлетворительным в случаях:

- несоответствия способов очистки лесосек способам, указанным в лесорубочном билете (ордере);

- несоблюдения требования правил рубок леса в части размеров и размещения куч и валов порубочных остатков при оставлении их на перегнивание;

- размещения куч и валов от стен леса на расстоянии меньшем, чем это предусмотрено правилами рубок и правилами пожарной безопасности;

- оставления на лесосеках (вырубках) порубочных остатков более 5 плотных куб.метров на 1 гектаре после окончания работ по очистке мест рубок способом сбора порубочных остатков в кучи и валы или после их сжигания;

- наличия измельченных и разбросанных порубочных остатков размерами крупнее, чем это предусмотрено правилами;

- нарушения сроков проведения работ по очистке мест рубок.

Доказательства того, что ОАО “Братсклес“ не произвело, или произвело неудовлетворительную очистку мест рубок, в материалах дела отсутствуют.

Довод ответчика о нарушении заявителем сроков очистки лесосек, суд считает несостоятельным, так как доказательства, подтверждающие данный факт, в материалах дела отсутствуют.

Доводы ответчика о том, что указанные акты освидетельствования мест рубок были подписаны представителем ОАО “Братсклес“ без возражений, и, письмом N 02-08-103 от 06.07.2007 общество проинформировало прокуратуру Падунского района г. Братска о том, что им произведена очистка от порубочных остатков в кварталах N 123 и 140, судом отклоняются так данные обстоятельства не подтверждают вину ОАО “Братсклес“ в совершенном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств,
послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком не доказано наличие события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования открытого акционерного общества “Братсклес“ (адрес: Иркутская область, Братский район, п. Тарма, ул. Дружбы, 18; свидетельство о государственной регистрации от 29.12.1992 N 874) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Отдела государственного пожарного надзора по Братскому району о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности N 38/18-198 от 21.06.2007, вынесенное в отношении открытого акционерного общества “Братсклес“ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

В.И.КОЛОСОВ