Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 08.11.2006 по делу N А19-17133/06-24 Суд правомерно удовлетворил требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку от обложения указанным налогом при наличии соответствующей лицензии освобождаются услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 8 ноября 2006 г. Дело N А19-17133/06-24“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Сорока Т.Г.,

судей: Дягилевой И.П., Буяновера П.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сорока Т.Г.,

при участии:

от заявителя: Дудоладовой С.В., доверенность от 07.11.2006,

от ответчика: Федотовой О.Н., доверенность N 30 от 31.10.2006,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2006 по делу N А19-17133/06-24, принятое Зволейко О.Л. по заявлению негосударственного учреждения здравоохранения “Узловая больница на станции Нижнеудинск открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

негосударственное учреждение здравоохранения “Узловая больница на станции Нижнеудинск открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ обратилось в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным решения N 131 от 20.04.2006 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, МИФНС РФ N 4 по Иркутской области и УОБАО обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы указал на то, что налогоплательщиком неправомерно применены льгота, предусмотренная п. 2 ст. 149 НК РФ, для оказания медицинских услуг.

Представитель МИФНС РФ N 4 по Иркутской области и УОБАО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель НУЗ “Узловая больница на станции Нижнеудинск открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г.

В ходе проведения указанной проверки налоговым органом установлено неправомерное применение налогоплательщиком права на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налоговой базы и неуплату НДС - 184121 руб. (следовало исчислить налог за
рассматриваемый период с реализации 1250365 руб. в сумме 225066 руб., а исчислено учреждением 40945 руб.).

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 131 от 20.04.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы (с учетом ст.ст. 112 и 114 НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 18412,10 руб., налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченный налог в размере 184121 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 6535,45 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у налогоплательщика имеется лицензия на оказание услуг по предварительным и периодическим осмотрам, следовательно, льгота, предусмотренная подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, правомерно применена налогоплательщиком.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические
прививки).

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 N 395 “О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения“ районные больницы отнесены к учреждениям здравоохранения.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ в целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132); услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Перечнем медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132, к таковым отнесены в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (раздел 01.03 Отраслевого классификатора “Простые медицинские услуги“, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 N 113).

Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает, в том числе, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости,
аборта, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи“).

В рассматриваемом случае спорным является вопрос, подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость оказываемые учреждением услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам и предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Как следует из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93).

Более того, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения. Согласно Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)“ (Приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32) основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления.

Таким образом, медицинские осмотры при поступлении на работу, периодические (очередные, внеочередные) медицинские осмотры, предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний.

Анализ
изложенных выше положений и норм права позволяет прийти к выводу о том, что предварительные и периодические (очередные и внеочередные), а также предрейсовые медицинские осмотры водителей освобождаются от НДС как услуги по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Пункт 6 статьи 149 НК РФ предусматривает, что операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию. Подпунктом 4 п. 2 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что перечень работ и услуг по виду деятельности “медицинская деятельность“ устанавливается отдельным положением о лицензировании.

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499, определяет, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.

В целях реализации норм законодательства о лицензировании Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 “Об организации лицензирования медицинской деятельности“, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.2002 N 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которой за N 06.034 названы “работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств“, за N 06.033 - “работы и
услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам“.

Таким образом, предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств и предварительные и периодические медицинские осмотры являются медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик имеет лицензию от 04.11.2004 N 99-01-000565, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, разрешающую осуществлять медицинскую деятельность до 04.11.2009 согласно перечню, указанному в приложении к лицензии. В данный перечень включены, в частности, работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам и работы и услуги по профилактической медицине.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Соответственно, по мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции правомерно решение N 131 от 20.04.2006 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ признано недействительным.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.08.2006 по делу N А19-17133/06-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.Г.СОРОКА

Судьи:

И.П.ДЯГИЛЕВА

П.И.БУЯНОВЕР