Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.10.2006 по делу N А19-18314/06-43 Суд удовлетворил требование налогового органа о взыскании задолженности по НДФЛ и пеням, прекратив производство по делу в части взыскания налоговых санкций за неуплату указанного налога, поскольку штрафные санкции в заявленной сумме взыскиваются с организаций по решению налогового органа без обращения в суд.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2006 г. по делу N А19-18314/06-43

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2006 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 п. Михайловка

о взыскании 333.969 рублей 50 копеек

при участии в заседании

от заявителя: Богданов Д.Я. - представитель по доверенности N 03-04 от 10.01.2006 г.

от налогоплательщика: не явились

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по
Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 п. Михайловка (далее учреждение, налогоплательщик) о взыскании 333.969 рублей 50 копеек, составляющих задолженность по удержанному, но не перечисленному налогу на доходы физических лиц в сумме 210.728 рублей, по пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 96.733 рубля 70 копеек, по уплате налоговых санкций в сумме 26.507 рублей 80 копеек.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, уведомлен о дате времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ (уведомление N 17859), требования ни по существу, ни по размеру не оспорил.

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителя учреждения.

Судом установлено, что в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налогов, в том числе единого социального налога за период 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г.

По результатам проверки составлен акт N 13-27 от 18 мая 2006 г. и вынесено решение N 13-24 от 09 июня 2006 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

20.06.2006 г. налогоплательщику заказной почтовой корреспонденцией направлены решение N 13-24 от 09 июня 2006 г., требование об уплате налога N 92832, требование об уплате налоговой
санкции N 2146, которыми учреждению предложено добровольно уплатить в срок до 07 июля 2006 г. сумму удержанного, но не перечисленного налога на доходы физических лиц в размере 210.728 рублей, сумму пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 96.733 рубля 70 копеек, сумму налоговых санкций в размере 26.507 рублей 80 копеек.

Срок исполнения требований истек, суммы налога, пени и налоговых санкций не уплачены.

Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с учреждения указанных сумм налога, пени и налоговых санкций.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворения в части взыскания суммы налога на доходы физических лиц в размере 210.728 рублей и суммы пени в размере 96.733 рубля 70 копеек, в части взыскания налоговых санкций в сумме 26.507 рублей 80 копеек производство по делу подлежит прекращению.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральным законом, а именно статьей 103.1 Налогового кодекса РФ предусматривается иной порядок взыскания налоговых санкций в установленных пределах.

В соответствии с указанной нормой НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному
налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые санкции, не превышающие 50.000 рублей, взыскиваются с организаций по решению налоговых органов без обращения в суд. Никаких изъятий в применении общего порядка взыскания штрафов в установленных пределах в отношении государственных или муниципальных бюджетных организаций указанная норма Федерального закона не содержит.

Следовательно, направляя в арбитражный суд после 31.12.2005 г. заявление о взыскании с организации налоговой санкции в размере 250 рублей, заявитель действовал вопреки порядку, установленному статьей 103.1 Налогового кодекса РФ.

Ссылка заявителя на статью 46 НК РФ несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснением Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 30 “О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций“ положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных Кодексом.

Такой случай предусмотрен пунктом 10 статьи 101.1 НК РФ в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Поскольку статья 103.1, пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном
суде, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В части взыскания сумм налога и пени суд считает требования заявителя правомерными.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Судом установлено, что налогоплательщиком в нарушение вышеуказанных норм произведено перечисление налога на доходы физических лиц не в полном объеме.

Как следует из материалов дела, на 01.01.2003 г. у налогоплательщика имелась задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 78.189 рублей. За период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г. налогоплательщиком удержан налог на доходы физических лиц с фактически выплаченной заработной платы в сумме 895.464 рублей, перечислено в бюджет в сумме 762.925 рублей.

Таким образом, суд пришел к выводу, что у налогоплательщика имеется задолженность по удержанному, но не перечисленному налогу на доходы физических лиц в сумме 210.728 рублей, в том числе:

- за 2003 год - задолженность по налогу в сумме 128.637 рублей;

- за 2004 год - задолженность по налогу в сумме 81.372 рублей;

- за 2005 год - задолженность по
налогу в сумме 719 рублей.

Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах срок влечет начисление пени согласно статье 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 96.733 рубля 70 копеек за несвоевременное перечисление налогоплательщиком удержанного налога на доходы физических лиц.

Суд полагает доказанным факт неуплаты учреждением налога на доходы физических лиц в сумме 210.728 рублей и пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 96.733 рубля 70 копеек.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок взыскание налога и пени производится за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога и пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 п. Михайловка не имеет расчетных и текущих счетов, в связи с чем бесспорное взыскание не производилось.

Кроме того, налогоплательщик является муниципальным учреждением, финансируемым из средств бюджета. В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. С Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 п. Михайловка надлежит взыскать налог
на доходы физических лиц в сумме 210.728 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 96.733 рубля 70 копеек; в части взыскания налоговых санкций в сумме 26.507 рублей 80 копеек производство по делу следует прекратить.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой налоговый орган при подаче заявления в суд освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить в части.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 п. Михайловка, расположенного по адресу 665448, Иркутская область, Черемховский район, поселок сельского типа Михайловка, улица Советская, 6, ИНН 3843002328, -

налог на доходы физических лиц в сумме 210.728 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 96.733 рубля 70 копеек, всего 307.461 рубль 17 копеек с зачислением в соответствующие бюджеты, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7.649 рублей 22 копейки.

В части взыскания налоговых санкций в сумме 26.507 рублей 80 копеек производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ