Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.08.2006 по делу N А19-13067/06-22 Суд взыскал с Российской Федерации в лице Минфина РФ расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку недостаточное финансирование указанных расходов имело место со стороны РФ, так как, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, ответчик не передал муниципальному образованию достаточных финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2006 г. по делу N А19-13067/06-22

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2006 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2006 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Черняевой Э.Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Черняевой Э.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “Умелец“

к РФ в лице Министерства финансов РФ

Иркутская область в лице ГФУ Иркутской области

Муниципальное образование г. Черемхово в лице Комитета по экономике и финансам

Комплексный центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО

о взыскании 1002679 руб. 40 коп.

при участии в заседании:

от истца: Минко М.Б. - представитель, доверенность от 01.01.2006.

от ГФУ: Курбанов А.В. - представитель,
доверенность N 08-35/588 от 30.12.2005.

от РФ: Талаев Д.В. - представитель, доверенность N 13-19/6 от 31.01.2006.

МО, КЦС: не прибыли, уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ

установил:

иск заявлен ООО “Умелец“ к РФ в лице Министерства финансов РФ, Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, Муниципальное образование г. Черемхово в лице Комитета по экономике и финансам, Комплексный центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО, третье лицо - ГУСЗН Иркутской области о взыскании 1007093, 64 руб.

Определением от 25.04.2006 выделены в отдельные производства исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ по предоставлению населению субсидий в размере 925176 руб. 99 коп. по Закону РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и о взыскании с Иркутской области в лице ГФУ и Черемховского городского муниципального образования суммы 33918, 45 руб. пропорционально 50% на 50% по ФЗ РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Ходатайством от 25.07.2006 истец отказался от исковых требований к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, Финансовому управлению Муниципального образования г. Черемхово, Комплексный центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО.

В соответствии с п. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (п. 4 ст. 150 АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, суд полагает возможным принять отказ от исковых требований к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, Финансовому управлению Муниципального образования г. Черемхово, Комплексный
центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО, так как он не противоречит закону и не нарушает права и интересы 3-х лиц и прекратить производство по делу в данной части.

Таким образом, с учетом уточненных исковых требований в процессе судебного разбирательства настоящего дела рассматриваются исковые требования ООО “Умелец“ к Российской Федерации в лице Минфина РФ о взыскании суммы 1002679,40 руб. расходов по Закону РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ ФЗ РФ и суммы 30000 рублей судебных расходов.

Представитель ООО “Умелец“ уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ - исковые требования оспорила, в отзыве на иск указал, что иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием в его действиях состава гражданского правонарушения, при этом указал, что заложенные в федеральном бюджете на 2003 г., 2004 г. денежные средства распределены и перечислены в полном объеме.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав представленные материалы дела и выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.

На основании Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ при осуществлении своей деятельности ООО “Умелец“ в период с апреля 2003 г. по декабрь 2004 г. произвело уменьшение размера платежей по оплате жилья и коммунальных услуг.

Право граждан на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрено ст. 15.2 ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ с изменениями от 06.05.2003.

Так, в соответствии с Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ субсидии
на оплату жилья коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Названные субсидии предоставляются организациями, уполномоченными органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ порядком предоставления субсидий гражданам. Указанный порядок установлен Постановлением Главы Администрации Иркутской области “О порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Иркутской области“ N 116-ПГ от 31.07.2003.

Предоставление субсидий гражданину органами местного самоуправления реализуется путем выдачи уполномоченной органом местного самоуправления организацией справки о предоставлении субсидий, дающей право на уменьшение платежей при расчетах с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

Из анализа ст. 15.4 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и с принятием Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ следует, что субсидии гражданам предоставляются на основании:

1. федеральных стандартов: ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, который определил право граждан на
получение субсидий в установленном размере и Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ определило величину предоставляемых субсидий.

2. региональных стандартов: Закон Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“, который увеличил размер субсидий и число граждан, имеющих право на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральным стандартам, за счет увеличения социальной нормы площади жилья и применения дифференцированной максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.

В результате предоставления субсидий - уменьшения размера платежа ООО “Умелец“ в период с апреля 2003 г. по декабрь 2004 г. понесло расходы в сумме 1002679 руб. 40 коп.,

В подтверждение несения расходов на заявленную сумму истец представил акты сверок; счета-фактуры.

Сумма невозмещенных расходов от предоставления субсидий составила 1002679 руб. 40 коп., за взысканием которой ООО “Умелец“ обратилось в судебном порядке.

В соответствии со ст. 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов, и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами и бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (ст. 15.4 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“).

Статья 7 Конституции РФ предусматривает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. При этом, статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Из анализа статьи 132 Конституции РФ следует, что Российская Федерация вправе наделять законом органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Названной статье Конституции РФ корреспондирует положение ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, которое устанавливает, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного управления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ и одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ компенсируются органами, принявшими решения. Размер определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Аналогичное положение содержится и в п. 3 ст. 4 ФЗ РФ “О финансовых основах местного самоуправления“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ, где указано, что органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Органы государственной
власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (п. 3 ст. 5 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

Как следует из ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 г.“ от 24.12.2002 N 176-ФЗ и ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“ N 186-ФЗ от 23.12.2003 государством установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета РФ. Так, в 2003 г. выделена сумма в 5000000 млн. руб., в том числе Иркутской области 99572 тыс. руб., в 2004 г. - 15202000 тыс. руб., в том числе Иркутской области 268540 тыс. руб.

Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отражены в приложении N 19 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 г.“. от 28.12.2002 N 65-оз, и в приложении N 11 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 г.“ N 74-оз.

Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых Черемховскому городскому муниципальному образованию перечислено в 2003 г. - 5961 тыс. руб., в 2004 г. - 124 тыс. руб. о чем свидетельствует Закон Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета на 2003 г.“ от 30.09.2004 N 45-оз, Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 г.“ от 24.12.2003 N 74-оз и подтверждается приложенными к материалам дела информацией Главного финансового управления Иркутской области.

ООО “Умелец“ не
получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ денежных средств в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления ООО “Умелец“ субсидий составил 1002679,40 руб., что подтверждается актами сверки взаиморасчетов между ООО “Умелец“ и УСЗН по состоянию на 24.12.2004 и на 26.01.2004 представленными в материалы дела.

Таким образом, в 2003 г. - 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма.

Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, и устанавливая субсидии для малоимущих граждан не передала Муниципальному образованию город Черемхово достаточных для реализации субсидий финансовых средств возложив бремя расходов на средства местного бюджета.

Между тем, в соответствии со ст. 14 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 5 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

При этом органы государственной власти не наделены правом распределять средства местного бюджета.

В случае необеспеченности реализации делегированных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий (Устав Иркутской области от 10.02.1995).

Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ в части предоставления категории граждан, имеющих
право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, в связи, с чем компенсация понесенных ООО “Умелец“ расходов должна быть произведена за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у истца возникло право требовать, а у ответчиков - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию прав и льгот.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Главное финансовое управление Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило фактически полученные из федерального бюджета денежные средства в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2002 “Об областном бюджете на 2003 год“, Законом Иркутской области от 24.12.2004 “Об областном бюджете на 2004 г.“.

Муниципальное образование г. Черемхово надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства.

Таким образом, недостаточное финансирование расходов на реализацию Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем, расходы истца на предоставление льгот должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вышеуказанные Законы Российской Федерации не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Доводы ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов о исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимитах бюджетных обязательств, суд не принимает
во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточной размере, не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов РФ.

В силу ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Приказом Минфина РФ от 12.02.1998 N 26 “О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах“ на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.

С учетом изложенного и в результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов организациям, осуществляющим предоставление субсидий по ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, исследования представленных доказательств суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований ООО “Умелец“ в размере 1002679 руб. 40 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, истцом заявлено о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судебных расходов на оплату услуг в размере 30000 руб. уплаченных Минко М.Б., который по доверенности представляет его интересы в суде.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам в силу статьи 106 АПК РФ относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Заявитель в подтверждение понесенных им судебных расходов представил суду расходный кассовый ордер N 201/05 от 09.11.2005 на сумму 30000 рублей выданный Ф.И.О. а также договор на оказание юридических услуг от 20.10.2005.

Из представленных документов и протоколов судебных заседаний следует, что представитель - Минко М.Б. участвовал во всех судебных заседаниях по делу N А19-13067/06-22.

В соответствии с АПК РФ, подлежат возмещению лишь те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела и документально подтверждены.

Учитывая изложенное, а также фактический объем совершенных представителем действий по настоящему делу, невысокую степень сложности дела, непродолжительность рассмотрения дела в суде, из значительности заявленной суммы расходов (30000 руб.), исходя из принципа разумности, необходимости экономного расходования денежных средств, сложившегося в данной местности уровня оплаты аналогичных услуг адвокатов, арбитражный суд считает возможным взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу заявителя в возмещение судебных расходов сумму 15000 руб.

В остальной части исковых требований в удовлетворении отказать.

В части исковых требований к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, Финансовому управлению Муниципального образования г. Черемхово, Комплексный центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО производство по делу прекратить в связи с отказом истца от требований к этим ответчикам.

Расходы по уплате государственной пошлины, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика, однако, в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 167 - 171, п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации расходы, связанные с реализацией Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ в период 2003 г. - 2004 г. в пользу ООО “Умелец“ в сумме 1002679 руб. 40 коп.

Требования о взыскании представительских расходов и понесенных истцом судебных расходов удовлетворить частично в сумме 15000 рублей, взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО “Умелец“, в остальной части отказать.

В связи с отказом истца от исковых требований к ответчикам: Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, Финансовому управлению Муниципального образования г. Черемхово, Комплексный центр социального обслуживания населения администрации ЧГМО, производство по делу в этой части исковых требований прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Э.Е.ЧЕРНЯЕВА