Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2006, 23.06.2006 по делу N А19-14132/06-20 Суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку оказанные налогоплательщиком услуги по предварительным, периодическим и предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств не подлежат обложению НДС, так как являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 июня 2006 г. Дело N А19-14132/06-20резолютивная часть объявлена23 июня 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьяновым О.П.,

при участии в заседании:

от заявителя: Антонова И.Г., представителя (по дов. от 16.06.2006 N 5, >
от инспекции: Шабановой Т.Н., представителя (по дов. от 25.04.2006 N 08/10751, уд. N 044533), Борзуновой Т.А., представителя (по дов. от 11.01.2006 N 08/97, уд. N 044572),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 8“ администрации г. Иркутска к Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения
N 01-12/78-5792дсп от 04.04.2006,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное учреждение здравоохранения “Городская клиническая больница N 8“ администрации г. Иркутска (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска N 01-12/78-5792дсп от 04.04.2006 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, пояснив следующее.

Налоговым органом была проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г.

При проведении камеральной проверки налоговым органом было установлено неправомерное применение учреждением права на освобождение от налогообложения по налогу на добавленную стоимость услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств за декабрь 2005 г., в связи с чем, по мнению инспекции, налогоплательщиком была неправомерно занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость на сумму 1145064 руб. 00 коп.

По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение N 01-12/78-5792дсп от 04.04.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - в размере 41222 руб. 40 коп.

Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму неуплаченного налога на добавленную стоимость в размере 206112 руб. 00 коп., а также пени за несвоевременную уплату налога в размере 6041 руб. 54 коп.

Налогоплательщик оспорил решение налогового органа, полагая правомерным применение льготы, предусмотренной подпунктом 2 п.
2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган заявленные требования не признал, считая оспариваемое решение законным и обоснованным. По мнению инспекции, оказываемые учреждением услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам и предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12-00 часов 23.06.2006.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовал представленные материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

П. 3 ст. 21 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки).

На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 N 395 “О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения“ районные больницы относятся к
учреждениям здравоохранения.

Налоговым органом в данном случае не оспаривается статус налогоплательщика как медицинского учреждения.

В целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132); услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным (подпункт 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Согласно Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, который утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132, к таковым относятся, в том числе, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (раздел 01.03 Отраслевого классификатора “Простые медицинские услуги“, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 N 113).

Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает, в том числе, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, аборта, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;
диагностику и лечение различных заболеваний и состояний (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи“).

Налоговой инспекцией не оспаривается факт реализации населению именно медицинских услуг в соответствии с положениями налогового законодательства и Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ. Разногласия сторон заключаются в следующем: подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость оказываемые учреждением услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам и предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Представитель налогового органа в судебном заседании не оспаривает, что спорные профилактические услуги относятся к медицинским услугам, однако пояснила, что они не оказываются в рамках амбулаторно-поликлинической помощи.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93) и включаются в подгруппу медицинских услуг (код 081000).

Кроме того, ст. 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения. Согласно Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)“ (Приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32) основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных
лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления.

То есть медицинские осмотры при поступлении на работу, периодические (очередные, внеочередные) медицинские осмотры, предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний.

Системный анализ действующего налогового и трудового законодательства свидетельствует о том, что предварительные и периодические (очередные и внеочередные), а также предрейсовые медицинские осмотры водителей освобождаются от налога на добавленную стоимость как услуги по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Согласно п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию. Подпунктом 4 п. 2 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что перечень работ и услуг по виду деятельности “медицинская деятельность“ устанавливается отдельным положением о лицензировании.

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499, определяет, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.

В целях реализации норм законодательства о лицензировании Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 N 238 “Об организации лицензирования медицинской деятельности“, зарегистрированным в
Министерстве юстиции РФ 11.10.2002 N 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которой за N 06.034 названы “работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств“, за N 06.033 - “работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам“.

Следовательно, предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств и предварительные и периодические медицинские осмотры являются медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, у налогоплательщика имеется лицензия, разрешающая осуществлять медицинскую деятельность согласно перечню, указанному в приложении к лицензии. В данный перечень включены, в частности, работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, работы и услуги по профилактической медицине и работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств. Факт наличия указанной лицензии налоговым органом не опровергается и не оспаривается.

П. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговая инспекция в нарушение ст.ст. 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказала неправомерность применения учреждением льготы по услугам по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

Таким образом, арбитражный суд считает, что налогоплательщиком представлено суду достаточно доказательств того, что выполненные в декабре 2005 г. услуги по предварительным и периодическим
медицинским осмотрам и предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с чем общество правомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, а решение налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 206112 руб. 00 коп. является незаконным.

Как следует из ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеня начисляется в случае просрочки уплаты налога. В данном случае отсутствует просрочка уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. в сумме 206112 руб. 00 коп., следовательно, начисление пени в сумме 6041 руб. 54 коп. налоговым органом произведено неправомерно.

Таким образом, суд считает не доказанными налоговой инспекцией обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, и виновности заявителя в его совершении, что позволяет сделать вывод о необоснованном начислении налоговым органом налоговой санкции в размере 41222 руб. 40 коп.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителю следует возвратить уплаченную им при подаче заявления государственную пошлину в сумме
2000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению от 21.04.2006 N 32893.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение N 01-12/78-5792дсп, вынесенное Инспекцией ФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска 04.04.2006, в части:

- п. 1 резолютивной части решения в части привлечения муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 8“ администрации г. Иркутска к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 41222 руб. 40 коп.;

- п. 2 резолютивной части решения в части предложения муниципальному учреждению здравоохранения “Городская клиническая больница N 8“ администрации г. Иркутска уплатить налог на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. в размере 206112 руб. 00 коп., а также пени в сумме 6041 руб. 4 коп. как не соответствующее ст. 75, ст. 122, подпункту 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения “Городская клиническая больница N 8“ администрации г. Иркутска из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 21.04.2006 N 32893, в размере 2000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ