Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.06.2006, 22.06.2006 по делу N А19-11771/06-20 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании задолженности по пеням, начисленным за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, поскольку в требовании об уплате пеней не указаны периоды, за которые возникла недоимка, сроки, по наступлении которых суммы налога, сбора подлежали уплате, соответственно, отсутствует расчет пеней за каждый налоговый период, что не позволяет установить обоснованность их начисления.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 июня 2006 г. Дело N А19-11771/06-20резолютивная часть объявлена22 июня 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьяновым О.П.,

при участии в заседании:

от заявителя: Клищевского В.И. (дов. от 16.01.2006, уд. N 043949),

от ответчика: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО о взыскании с Финансового управления Киренского района 180572 руб. 55 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Финансового управления Киренского района (далее
- учреждение) 180572 руб. 55 коп., составляющих сумму задолженности по пеням.

Представитель заявителя в судебном заседании в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил отказ от требований в части взыскания суммы задолженности в размере 132531 руб. 50 коп., просил взыскать сумму задолженности в размере 48041 руб. 5 коп, в том числе: по пеням во внебюджетные фонды РФ в размере 34960 руб. 51 коп., по пеням по налогу на доходы в размере 13080 руб. 54 коп.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (п. 4 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Рассмотрев материалы дела, суд полагает возможным принять отказ от заявленных требований в указанной части, так как он не противоречит закону, не нарушает права и интересы третьих лиц, и прекратить производство по делу в данной части.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, с учетом уточнений.

Представитель учреждения в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, с требованиями налогового органа не согласился по основаниям, указанным в отзыве.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16-40 часов 22 июня 2006 г. По окончании перерыва в судебное заседание от налогового органа явилась Кузович К.И.
- представитель по дов. от 21.10.2005, уд. N 045149.

Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица КУМИ Киренского района 30.09.1999, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., серии 38 N 001204082.

В связи с имеющейся у учреждения задолженностью по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды Межрайонной инспекцией ФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО было принято решение от 04.01.2002 N 6 о реструктуризации задолженности по страховым взносам, а также по начисленным пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды.

Учреждением были представлены налоговому органу графики погашения задолженности.

В связи с невыполнением учреждением графиков погашения задолженности налоговый орган принял решение от 31.01.2006 N 5 о прекращении действия ранее принятого решения от 04.01.2002 N 6.

Требование от 02.03.2006 N 26 о добровольной уплате налога (пени) направлено учреждению заказным письмом 03.03.2006, срок исполнения требования истек, однако задолженность по страховым взносам и пеням в добровольном порядке не была уплачена, поэтому заявитель просил взыскать задолженность в сумме 180572 руб. 55 коп. в судебном порядке на основании ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил отказ от требований в части взыскания задолженности в размере 132531 руб. 50 коп. в связи с восстановлением учреждением права на реструктуризацию. Просит взыскать сумму в размере 48041 руб. 5 коп., в том числе: по налогу на доходы - 13080 руб. 54 коп., по пеням во внебюджетные фонды РФ в размере 34960 руб. 51
коп., которая не была реструктурирована, в том числе: по ТФОМС - 31 руб. 00 коп., в ПФ РФ - 34929 руб. 51 коп.

Арбитражный суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Как видно из материалов дела, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ учреждению за несвоевременную уплату налога на доходы, единого социального налога, а также на образовавшуюся задолженность по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды налоговым органом начислены пени в общей сумме 180572 руб. 55 коп., в том числе сумма пеней, заявленная к взысканию, в размере 48041 руб. 5 коп.

В силу положений пп. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (пени) является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пени).

В соответствии с пп. 1
и 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ под требованием об уплате налога понимается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 имеет дату 28.02.2001, а не 02.02.2001.

По смыслу разъяснений, указанных в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 02.02.2001 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“, в направленном налогоплательщику требовании должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Требованием N 26 от 02.03.2006 налогоплательщику предложено уплатить суммы пеней в размере 180572 руб. 55 коп., а именно: по налогу на доходы - 13080 руб. 54 коп., по ЕСН в Пенсионный фонд РФ в сумме 8814 руб. 59 коп., по ЕСН в ФСС РФ - 207 руб. 47 коп., по ЕСН в ФФОМС в сумме 48 руб. 10 коп., по ЕСН в ТФОМС в сумме 886 руб.
89 коп.; по взносам в Пенсионный фонд РФ - 155921 руб. 76 коп., по взносам в ТФОМС - 1613 руб. 20 коп.

Исследовав оспариваемое требование, суд установил, что в данном требовании не указаны суммы недоимки, на которую начисляются пени, а также не указана дата, с которой начислены пени, и ставка пеней, что не позволяет проверить обоснованность и правильность начисления пеней.

Более того, в представленном инспекцией в материалы дела расчете пеней период, за который начислены пени, составил с 01.01.2001 по 03.01.2002, однако в требовании N 26, предъявленном учреждению по состоянию на 02.03.2006, содержатся сведения об установленном сроке уплаты - 02.03.2006.

Таким образом, возникает противоречие между периодом начисления пеней и сроком их уплаты, однако пояснений по данному обстоятельству налоговым органом суду не представлено.

Кроме того, представитель налогового органа в судебном заседании пояснила, что расчет пеней по налогу на доходы на сумму 13080 руб. 54 коп. представить не может, что подтверждается подписью представителя в протоколе судебного заседания от 22.06.2006.

Таким образом, поскольку требование N 26 не соответствует установленным нормам налогового законодательства, а именно: не указана сумма недоимки, на которую начислены пени; не содержит указания периодов, за которые возникла недоимка по налогам, сроков, по наступлении которых суммы налога подлежали уплате, соответственно, отсутствует расчет пеней за каждый налоговый период, что не позволяет установить обоснованность начисления пеней по налогам, суд приходит к выводу, что требования инспекции о взыскании задолженности по пеням во внебюджетные фонды РФ в размере 34960 руб. 51 коп., а также за несвоевременную уплату налога на доходы в сумме 13080 руб. 54 коп. удовлетворению не подлежат.

При этом арбитражный суд
учитывает правовую позицию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, выраженную им в постановлениях по делам N А19-5922/03-45, А19-1957/04-43-Ф02-3422/04-С1, А33-4394/03-С3-Ф02-4055/03-С1.

Кроме того, судом установлено, что налоговым органом пропущен срок как для направления требования об уплате пеней по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 34960 руб. 51 коп., так и для взыскания указанной задолженности в принудительном порядке.

В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и сбора (пени) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Срок, установленный ст. 70 Налогового кодекса РФ для направления требования об уплате налога и сбора, не является сроком пресекательным, но вместе с тем пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Налогового кодекса РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Однако именно с направлением требования об уплате налога закон связывает дальнейшее применение порядка принудительного взыскания налога в установленные сроки.

Как определено п. 3 ст. 46 Кодекса, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после
истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Поскольку задолженность по пеням в размере 34960 руб. 51 коп. образовалась за период с 01.01.2001 по 03.01.2002, суд полагает, что налоговым органом пропущены сроки, установленные п. 3 ст. 46, ст. 70 Налогового кодекса РФ.

Суд считает, что, направляя требование о взыскании задолженности по пеням по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 03.01.2002, только 02.03.2004, налоговый орган искусственно продлевает срок на взыскание с учреждения задолженности по страховым взносам и пеням в судебном порядке.

В соответствии с разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данным в постановлении от 28.02.2001 N 5, следует, что, так как п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ не устанавливает срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, в данном случае необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

П. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, является сроком пресекательным, и его пропуск налоговым органом влечет безусловный отказ в иске.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3
ст. 46 Налогового кодекса РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Требование N 26 об уплате задолженности по страховым взносам и соответствующих пеней, в том числе пеней в сумме 34960 руб. 51 коп., направлено налоговым органом только 02.03.2006. Срок исполнения указанного требования установлен до 20.03.2006. Однако суд полагает, что поскольку задолженность возникла за период с 01.01.2001 по 03.01.2002, то в данном случае налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании пеней не позднее 04.12.2002.

С заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился 05.04.2006, о чем свидетельствует отметка канцелярии арбитражного суда на заявлении, т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа о взыскании суммы пеней в размере 48041 руб. 5 коп. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

производство по делу в части взыскания задолженности по страховым взносам и пеням в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 132531 руб. 50 коп. прекратить.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ