Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2006 по делу N А19-10851/06-43 Суд признал незаконными действия налогового органа по несписанию задолженности по пеням, поскольку при погашении реструктуризуемой задолженности в течение определенного законом срока и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2006 г. Дело N А19-10851/06-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Кокаревой Е.В. - представителя по доверенности от 24.04.2005, Анкудиновой Н.Б. - представителя по доверенности от 10.01.2006,

от налогового органа: Веневской В.В. - представителя по доверенности от 10.01.2006,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Иркутскмостострой“ к Инспекции ФНС по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконными действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

с учетом уточненных требований открытое акционерное общество “Иркутскмостострой“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением
к Инспекции ФНС по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконными действий ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска по несписанию задолженности по пеням в сумме 2761702 рублей 22 копеек, совершенных 27 декабря 2005 г. при вынесении решения N 06-31/16, как не соответствующих п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования не признал.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, установил следующие обстоятельства.

На основании постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности юридических лиц по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (с учетом изменений и дополнений от 23.05.2001 N 410) в отношении ОАО “Иркутскмостострой“ ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска (налоговый орган) было принято решение N 8 от 01.11.2001 о проведении реструктуризации задолженности по состоянию на 01.09.2001, а именно:

по федеральным налогам и сборам - 4299000 рублей;

по региональным налогам - 325400 рублей;

по местным налогам - 644000 рублей.

В соответствии с решениями N 8 от 01.11.2001 и N 8/1 от 25.12.2001 суммы пеней и штрафов, подлежащих списанию при выполнении налогоплательщиком условий реструктуризации, составили:

по федеральным налогам - 15798085 рублей 22 копейки;

по региональным налогам - 255523 рубля 84 копейки;

по местным налогам - 543659 рублей 70 копеек.

За период с 01.11.2001 по 01.11.2005 (четыре года) общество погасило сумму реструктуризованной задолженности по налогам и сборам полностью.

Заявитель считает, что решение и постановление налогового органа нарушают его права и не соответствуют действующему законодательству РФ.

В соответствии
с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (с учетом изменений и дополнений), организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит полное списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

Налогоплательщиком условия реструктуризации соблюдены полностью, и данный факт налоговым органом не оспаривается.

Налоговый орган признал право налогоплательщика на списание суммы пеней и штрафов, и решениями N 11 от 30.09.2005 и N 11 от 30.09.2005 списаны суммы пеней и штрафов в региональный бюджет в полном объеме в сумме 255523 рублей 84 копеек, а решением N 06-31/16 от 27.12.2005 списаны пени и штрафы в местный бюджет в полном объеме в сумме 543659 рублей 70 копеек, а по пеням и штрафам
в федеральный бюджет налоговым органом произведено частичное списание в сумме 13036383 рублей против суммы, подлежащей списанию, - 15798760 рублей. Оставшаяся сумма пеней 2761702 рубля 22 копейки осталась несписанной.

В соответствии с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности от 03.09.1999 при погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4-х лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4-х лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Таким образом, действия налогового органа по частичному списанию сумм пеней и штрафов при выполнении налогоплательщиком условий реструктуризации являются незаконными, нарушают права и законные интересы налогоплательщика.

В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Надлежит признать незаконными действия ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска по несписанию задолженности по пеням в сумме 2761702 рублей 22
копеек, совершенные 27 декабря 2005 г., как не соответствующие пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002; обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска по несписанию задолженности по пеням в сумме 2761702 рублей 22 копеек, совершенные 27 декабря 2005 г., как не соответствующие пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить открытому акционерному обществу “Иркутскмостострой“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 25308 рублей 51 копейки, уплаченную по платежному поручению N 178 от 22.03.2006.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ