Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.06.2006 по делу N А19-13527/06-43 Суд частично отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку представленные налогоплательщиком счета-фактуры содержат недостоверные данные об идентификационном номере (ИНН) поставщика, поэтому не могут являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2006 г. Дело N А19-13527/06-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Подгорного И.П., представителя (по доверенности от 02.05.2006), Бакшеевой С.В. (доверенность от 02.05.2006), Шелестовой Г.А. (доверенность от 16.06.2006),

от налогового органа: Слинюк М.А. (доверенность от 30.12.2005),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Ф.И.О. к Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

предприниматель Подгорная Л.В. (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС
N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным решения N 3668 от 20.03.2006 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 46895 рублей 40 копеек, в части налога на добавленную стоимость в размере 234477 рублей, в части пеней в размере 8474 рублей 65 копеек.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования не признал.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, установил следующие обстоятельства.

Межрайонной ИФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу N 1 была проведена камеральная проверка по налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 года, представленной заявителем, по результатам которой принято решение N 3668 от 20.03.2006. Согласно вынесенному решению, налоговым органом было установлено завышение суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем налоговый орган доначислил заявителю НДС в сумме 234477 рублей, пени в сумме 8474 рублей 65 копеек и привлек заявителя к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 46895 рублей 40 копеек.

Заявитель считает, что решение налогового органа нарушает его права и не соответствует действующему законодательству РФ.

Основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС в размере 234477 рублей явилось то, что заявителем были представлены счета-фактуры, не соответствующие требованиям ст. 169 НК РФ.

Арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании:

-
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), составленных в соответствии с требованиями НК РФ и содержащих достоверную информацию;

- документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога;

- документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ;

- документов, подтверждающих факт принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.

Также в соответствии со статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оплаты и оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных в книге покупок счетов-фактур по этим товарам. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура, перечислены в п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ, в их числе названы адрес и идентификационный номер налогоплательщика-покупателя. В соответствии с п. 8 ст. 169 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством РФ. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Приложением N 1 к данным Правилам установлена форма счета-фактуры и указано, что в строках 6 и 6а счета-фактуры отражаются место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами и идентификационный номер налогоплательщика-покупателя
соответственно. С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“ (далее - Федеральный закон).

Статьей 3 Федерального закона установлено, что физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до 1 января 2005 года пройти перерегистрацию в регистрирующем органе по месту своего жительства.

Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу названного Федерального закона, вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2005 года, является “Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года“, а также выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Учитывая изложенное, в счетах-фактурах, выставляемых в адрес предпринимателей, зарегистрированных до 1
января 2004 года и прошедших перерегистрацию в соответствии со статьей 3 вышеуказанного Федерального закона, с 1 января 2005 года должны указываться реквизиты, содержащиеся в Едином государственном реестре.

Поэтому несоответствие в счете-фактуре указанных выше данных является основанием для отказа в принятии сумм налога на добавленную стоимость к вычету. В счетах-фактурах, выставленных ООО “Байкал ресурс“, от 28.07.2005 N 2807 на сумму 3357000,00 рубля, в том числе НДС - 512084 рубля 75 копеек (оплата платежным поручением N 90 от 02.11.2005 в сумме 170000,00 рубля, в том числе НДС - 25932 рубля 20 копеек); от 31.10.2005 N 3110 на сумму 200000 рублей, в том числе НДС - 30508 рублей 47 копеек (оплата платежным поручением N 104 от 09.11.2005 в сумме 145000 рублей, в том числе НДС - 22118 рублей 64 копейки), к платежному поручению N 118 от 15.11.2005 на сумму 55000 рублей, в том числе НДС - 8389 рублей 83 копейки, в нарушение п. 1 ст. 172 НК РФ не представлен счет-фактура N 172 от 31.10.2005, указанный в представленной книге покупок, указан ИНН 0320003770 поставщика. В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией проведены мероприятия дополнительного контроля. Сделан запрос в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Республике Бурятия и Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и УОБАО. В ответах сообщается, что сведения в отношении ООО “Байкал ресурс“ в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют, а указанный ИНН присваивался ООО МУП “Окинский лесхоз“.

При таких обстоятельствах следует, что указанные счета-фактуры содержат недостоверные данные об ИНН поставщика,
поэтому не могут являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.

Заявителем были представлены в налоговый орган счета-фактуры: N 970 от 10.11.2005, N 971 от 10.11.2005 продавца ООО “Аква-Интегро“, N 6913 от 01.11.2005, N 6906 от 31.10.2005, N 6150 от 28.09.2005 продавца ИП Дашкевич О.А., N 050914-Я709/1 от 30.09.2005, N 050909-Я801 от 18.10.2005, N 050909-Я701 от 30.09.2005, N 051116-Я702 от 28.11.2005, N 051116-Я703 от 29.11.2005, N 051014-Я706/1, N 051014-Я707/1, N 051018-Я708/1, N 051018-Я707/1 от 01.11.2005, N 051018-Я707 от 17.11.2005, N 051018-Я708 от 17.11.2005, N 051014-Я706 от 18.11.2005, N 051116-Я712 от 24.11.2005 продавца ООО “Стим Транс Байкал“, N 1374 от 17.11.2005 продавца ООО “ТД “Евротайл-Байкал“, N ТК-0004641 от 08.11.2005, N ТК-0004662 от 08.11.2005 продавца ИП Таленкова К.Ю., N 0252 от 30.11.2005, N 0228 от 09.11.2005 продавца ЗАО “Жасмин-Байкал“, в которых в нарушение Правил в строке “грузополучатель и его адрес“ указано: “ПБОЮЛ Подгорная Л.В., Иркутская область, г. Шелехов, кв. 7, д. 17“, в то время как, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, адресом ИП Подгорной Л.В. является: г. Шелехов, 7 квартал, дом 16, квартира 13.

В счетах-фактурах N 5413 от 11.11.2005, N 5448 от 11.11.2005, N 5414 от 11.11.2005 продавца ООО “АМ-Про“ в нарушение Правил в строках “адрес продавца“ и “грузоотправитель и его адрес“ указано: “664009, г. Иркутск, ул. Култукская, 13, офис 315, 317“, согласно выписке из ЕГРЮЛ, адресом продавца и грузоотправителя является: 664003, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 16; также в строке “грузополучатель и его адрес“ указано: “ПБОЮЛ Подгорная Л.В., Иркутская область, г. Шелехов, кв. 7, д. 17“, в то время
как, согласно выписке ОГРНИП, адресом ИП Подгорной Л.В. является: г. Шелехов, 7 квартал, дом 16, квартира 13.

В счете-фактуре N Сф-11461 от 24.11.2005 продавца ООО “Торговый дом “Цемент“ в нарушение Правил в строке “адрес продавца“ указано: “664019, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Баррикад, 53з - 28“, согласно выписке из ЕГРЮЛ, адресом продавца является: 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 - 14.

В счетах-фактурах N ОФ000022 от 21.11.2005, N ОФ000021 от 21.11.2005 продавца ООО “Иркут-ТНП“, N иТ-0001966 от 03.11.2005, N иТ-0001749 от 10.10.2005, N иТ-0001752 от 10.10.2005 продавца ООО “ИТ-Трейд“ в нарушение п. 5 ст. 169 НК РФ и Правил в строке “грузополучатель и его адрес“ не указан адрес ИП Подгорной Л.В.

В счете-фактуре N 79 от 26.11.2005, выставленном ИП Козловым О.Ю., в нарушение пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ указан неверный ИНН покупателя, а также отсутствуют реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (продавца).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что инспекцией правомерно отказано заявителю в применении налогового вычета по НДС в размере 188714 рублей 29 копеек, а следовательно, налоговый орган обоснованно доначислил заявителю НДС в сумме 188714 рублей 29 копеек, пени в сумме 6819 рублей 63 копеек и привлек заявителя к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 37742 рублей 86 копеек.

Вместе с тем для подтверждения правомерности заявленных вычетов налогоплательщиком представлен счет-фактура, выставленный ООО “Евроазиатская транспортная группа“, от 21.11.2005 N 001.010 на сумму 300000 рублей, в т.ч. НДС - 45762 рубля 71 копейка. По результатам мероприятий дополнительного контроля установлено, что указанный
поставщик с июня 2004 года не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность и, соответственно, не исчисляет и не уплачивает налоги в бюджет. На основании этого налоговый орган отказал заявителю в применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 45762 рублей 71 копейки.

Налоговым законодательством право на возмещение уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от уплаты данного налога поставщиками в бюджет, а равно в зависимость от представления ими в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров. Контроль за исполнением поставщиком обязанностей по уплате налога, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиком обязанностей является основанием для применения к нему мер, предусмотренных налоговым законодательством, и не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость предпринимателю Подгорной Л.В.

Довод заявителя об обязанности налогового органа по составлению по результатам камеральной проверки акта и ознакомлению с ним налогоплательщика судом не принимается по следующим причинам.

Пункт 1 статьи 101 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки в случае представления налогоплательщиком объяснений или возражений по акту налоговой проверки, составленному в порядке статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.

Поэтому у налогового органа по результатам камеральной проверки не имелось обязанности по
составлению акта, ознакомлению с ним налогоплательщика и, соответственно, по извещению общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

Пунктами 1, 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, а также содержащие недостоверные сведения, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

Следовательно, покупатели обязаны отслеживать правильность заполнения счетов-фактур при получении их от продавцов, достоверность отраженных в них данных и заявлять вычеты только на основании счетов-фактур, соответствующих требованиям к их составлению и выставлению, и достоверности сведений, в них изложенных.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Надлежит признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 3668 от 20.03.2006 только в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1
ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9152 рублей 54 копеек, в части налога на добавленную стоимость в размере 45762 рублей 71 копейки, в части пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 1655 рублей 2 копеек как не соответствующее требованиям ст.ст. 75, 122, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации; обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 3668 от 20.03.2006 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9152 рублей 54 копеек, в части налога на добавленную стоимость в размере 45762 рублей 71 копейки, в части пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 1655 рублей 2 копеек как не соответствующее требованиям ст.ст. 75, 122, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить предпринимателю Подгорной Л.В. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 рублей, уплаченную по платежному поручению N 223 от 27.04.2006.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ