Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.05.2006, 22.05.2006 по делу N А19-12737/06-36 Суд признал незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе провести зачет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку суммы излишне уплаченных налогов и сборов, в том числе поступающих в государственные внебюджетные фонды, подлежат возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 мая 2006 г. Дело N А19-12737/06-36резолютивная часть объявлена22 мая 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.,

при участии в заседании:

от заявителя - не явился,

от налогового органа - не явился,

от третьего лица - не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бутаковой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и УОБАО (третье лицо - ГУ “УПФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области“) о признании незаконными действий налогового органа и обязании провести зачет страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее
- заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и УОБАО (далее - налоговый орган) незаконными и обязании налогового органа зачесть переплату по страховым взносам в сумме 1650 руб., в том числе 1100 руб. на страховую часть трудовой пенсии на код бюджетной классификации 18210202030060000160, 550 руб. на накопительную часть трудовой пенсии код бюджетной классификации 18210202040060000160.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке статей 123 - 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.

Заявитель в качестве оснований заявленных требований указал несоответствие действий налогового органа пункту 3 статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“, статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возлагающих на налоговые органы обязанность проведения зачета/возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Налоговый орган требование оспорил, в письменном отзыве указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области“, привлеченного в дело в качестве третьего лица, в письменном отзыве требования заявителя поддержал.

Дело в соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя 30.09.1999, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) серии 38 N 000474115, выданным МИМНС России N 8 по Иркутской области.

Как следует из материалов дела, 31.01.2005, 22.02.2005, 15.03.2005, 08.04.2005, 19.05.2005, 09.08.2005, 29.08.2005, 26.09.2005, 09.11.2005, 12.01.2006, 10.02.2006 предпринимателем уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 550 рублей на код бюджетной классификации 1010620 и 18210202020060000160 и страховые взносы в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 1100 рублей на код бюджетной классификации 1010610 и 18210202010060000160, что подтверждается квитанциями Байкальского банка СБ РФ.

07.03.2006 предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов.

10.03.2006 письмами N 1811 - 1812 налоговый орган отказал предпринимателю в проведении зачета, ссылаясь на то, что налоговая инспекция не производит зачеты страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Заявитель, полагая, что действия налогового органа по незачету излишне уплаченных им сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом,
налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,
регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, судом отклонен как необоснованный.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и
сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

На основании реестра учета платежей страхователя за период с 01.01.2005 по 11.05.2006 судом установлено наличие у предпринимателя уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 1100 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 500 рублей на неверно указанные коды. Данный факт подтверждается представителем Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговым органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, действия налогового органа по отказу в зачете уплаченных предпринимателем страховых взносов в сумме 1100 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 500 руб. на накопительную часть трудовой пенсии - признанию незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленное требование удовлетворить.

Действия Межрайонной инспекции ФНС РФ N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, выразившиеся в отказе в зачете уплаченных предпринимателем Бутаковой С.В. страховых взносов, признать незаконными.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу зачесть страховые взносы, уплаченные предпринимателем Бутаковой Светланой Васильевной в сумме 1100 руб. 00 коп. в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии, 550 руб. 00 коп. в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.И.САМОЙЛОВА