Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.04.2006, 14.04.2006 по делу N А19-4962/06-20 Суд частично удовлетворил заявление о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налогов и пеней, поскольку доказательств наличия у налогоплательщика недоимки либо задолженности по пеням налоговым органом не представлено, равно как и решений (уведомлений) о проведении зачета, следовательно, сумма излишне взысканного налога возвращается заявителю с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены излишне взысканные суммы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 апреля 2006 г. Дело N А19-4962/06-20резолютивная часть объявлена14 апреля 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьяновым О.П.,

при участии в заседании:

от заявителя: Никулиной Ю.А. (по доверенности от 10.01.2006, >
от инспекции: Ильичевой Ю.В. (по доверенности от 17.02.2006, удостоверение N 044209), Киреевой М.Г. (по доверенности от 23.11.2005, удостоверение N 044275),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иркутского института химии им. А.Е.Фаворского СО РАН к Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска об обязании начислить и выплатить проценты в размере 3300 руб. 25 коп.,

УСТАНОВИЛ:

первоначально Иркутский институт химии им. А.Е.Фаворского
СО РАН (далее - институт, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о взыскании с инспекции процентов в сумме 3921 руб. 4 коп., начисленных на сумму излишне взысканных налогов и пеней.

Так, в своем заявлении институт указал, что налоговым органом проведены камеральные проверки налоговых деклараций по НДС за период с мая по декабрь 2004 года и документов, подтверждающих освобождение от налогообложения в соответствии с подпунктом 18 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

По результатам камеральных проверок налоговым органом доначислен НДС в общем размере 44060 руб.

На доначисленные суммы налога налогоплательщику направлены требования об уплате налогов. Так, выставленное по решению N 9 11-07/295 от 13.09.2004 требование N 14-25/637 на сумму 14060 руб. было исполнено налогоплательщиком частично - платежным поручением N 1200 от 19.10.2004 в размере 7000 руб. Выставленное на основании решения N 566711-07/304 от 17.09.2004 требование N 14-25/711 на сумму 4213 руб. было исполнено налогоплательщиком в полном объеме - платежным поручением N 1300 от 19.10.2004 в размере 4213 руб. Выставленное на основании решения N 6556 11-07/375 от 17.11.2004 требование N 247259 на сумму 5990 руб. исполнено не было.

Оставшуюся сумму недоимки по налогу в размере 32847 руб. и по пеням в размере 520 руб. 51 коп. налоговый орган самостоятельно снял с лицевого счета института, произведя зачет имеющейся переплаты по НДС в счет погашения недоимки.

О произведенном зачете налоговый орган ИрИХ СО РАН не проинформировал.

Решения налогового органа о привлечении института к налоговой ответственности и доначислении налога на добавленную стоимость были оспорены
в Арбитражном суде Иркутской области. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции по делу N А19-31942/04-26 от 25 мая 2005 г. и решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11130/05-30 от 6 июля 2005 г. решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении налога на добавленную стоимость признаны недействительными. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа указанные судебные акты оставлены без изменения.

Заявитель полагает, что в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами.

21 июля 2005 года институт обратился в налоговую инспекцию с заявлением о зачете сумм излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по НДС и возврате сумм излишне взысканных пеней и процентов, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса.

Налоговым органом в возврате сумм излишне взысканных пеней и процентов, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса, было отказано.

В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит арбитражный суд обязать налоговую инспекцию начислить и выплатить заявителю проценты в размере 3300 руб. 25 коп., начисленных на сумму излишне взысканных налогов.

Арбитражный суд принимает уточнение требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Уточняя заявленные требования, представитель заявителя указала, что налогоплательщиком во исполнение требований налогового органа перечислено НДС в общем размере 11213 руб., оставшаяся часть недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 27206 руб. была погашена переплатой по налогу, имеющейся на лицевом счете института. При этом налоговый орган в соответствии с пунктом 5 статьи 78
Налогового кодекса самостоятельно произвел зачет суммы излишне уплаченного налога на погашение недоимки, что подтверждается актами сверки.

Так, согласно акту сверки расчетов НДС N 9825 15-28/5522 от 05.07.2004, по состоянию на 30.06.2004 институт имел переплату по НДС в размере 37418 руб. 16 коп., в том числе по налогу переплата составила 36897 руб. 65 коп., по пеням - 520 руб. 51 коп., согласно акту сверки расчетов по состоянию на 01.05.2005, переплата по НДС на лицевом счете института составляла 4563 руб. 65 коп. Уменьшение переплаты на лицевом счете свидетельствует о проведенном зачете переплаты по налогу на погашение недоимки.

Таким образом, институтом была исполнена обязанность по уплате налога, доначисленного по результатам камеральных налоговых проверок.

При этом 20 июня 2005 г. на лицевой счет института была возвращена сумма 24263 руб. (14060 + 4213 + 5990), а 30 августа 2005 г. возвращена сумма 14156 (7649 + 2710 + 1749 + 2048).

Однако согласно положениям статьи 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2005 г. N 13592/04 выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, исполнение институтом обязанности по уплате налога, доначисленного по результатам камеральной налоговой проверки, носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога, а налоговый орган вправе властно требовать исполнения этой обязанности, в том числе в форме зачета. Таким образом, зачет
служит формой исполнения обязанности по уплате налога, а в данном случае зачет является формой исполнения решения и требования налогового органа. Таким образом, зачет имеющейся переплаты в счет недоимки, образовавшейся в результате доначисления налога по решению инспекции, носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

По данным налогового органа, по состоянию на 31.01.2005 на лицевом счете института переплата по НДС составила 13447 руб. 65 коп. Данная переплата образовалась в результате представления налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 г. к уменьшению.

Согласно пункту 2 статьи 176 Налогового кодекса вышеуказанная сумма превышения НДС должна быть направлена в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, уплату пеней, погашение недоимки, подлежащих зачислению в тот же бюджет. И только по истечении трех календарных месяцев сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговые органы проводят зачет самостоятельно и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

Институтом была представлена декларация по НДС за январь 2005 г. к уменьшению в размере 2072 руб., а также был излишне уплачен налог в размере 3200 руб. Следовательно, налоговый произвел зачеты на сумму 14156 руб. (13447,65 - 4563,65 + 2072 + 3200).

Сумма недоимки в размере 14156 руб. образовалась в результате доначисления инспекцией налога по результатам камеральной налоговой проверки согласно решениям: N 8236 от 01.02.2005 на сумму 7649 руб.; N 9283 от 02.03.2005 на сумму 2710 руб.; N 9973 от 04.04.2005 на сумму 1749 руб.; N 9896 от 04.04.2005 на сумму 2048 руб.

Впоследствии указанные решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности
и доначислении налога на добавленную стоимость были оспорены в Арбитражном суде Иркутской области и признаны судом незаконными.

Заявитель считает, что поскольку налоговым органом необоснованно проведен зачет на подлежащие возврату суммы НДС в размере 13447 руб. 65 коп. и 2072 руб., образовавшиеся по налоговым декларациям за декабрь 2004 г. и январь 2005 г., то данные суммы также являются излишне взысканными суммами налога, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ при нарушении сроков возврата НДС на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Природа данных процентов, так же как и процентов, начисляемых на суммы излишне взысканных налогов в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса РФ, носит компенсационный характер. Таким образом, налогоплательщику компенсируются потери, которые он понес в связи с необоснованным использованием бюджетом денежных средств, незаконно взысканных с налогоплательщика или в возврате которых налогоплательщику было необоснованно отказано.

Просит заявленные требования удовлетворить - обязать налоговую инспекцию начислить и выплатить заявителю проценты в размере 3300 руб. 25 коп., начисленные на сумму излишне взысканных налогов.

Представитель инспекции в судебном заседании требования заявителя не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.

Налоговым органом проведены камеральные проверки представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС за май, июнь, июль 2004 года. По результатам камеральных проверок вынесены решения и доначислен налог в общем размере 24263 руб., в том числе: по решению N 9 11-07/295 от 13.09.2004 - 14060 руб., N 5667 11-07/304 от 17.09.2004 - 4213 руб., N 6556 11-07/375 от 17.11.2004 - 5990 руб.

Указанные
решения были оспорены заявителем в арбитражный суд, который признал их незаконными.

До обращения в суд налогоплательщиком самостоятельно частично был уплачен НДС в размере 11213 руб., в том числе по требованию N 14-25/637, выставленному на основании решения N 9 11-07/295 от 13.09.2004, - в размере 7000 руб. платежным поручением N 1200 от 19.10.2004, по требованию N 14-25/711, выставленному на основании решения N 5667 11-07/304 от 17.09.2004, - 4213 руб. платежным поручением N 1300 от 19.10.2004. Выставленное на основании решения N 6556 11-07/375 от 17.11.2004 требование N 247259 на сумму 5990 руб. исполнено не было.

21.07.2005 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов, в том числе и самостоятельно перечисленных сумм в размере 11213 руб.

Указанное заявление было оставлено без удовлетворения по следующим основаниям.

Налоговым органом не принимались решения о реальном принудительном взыскании налогов в порядке статей 46, 47 НК РФ. Налогоплательщиком самостоятельно была перечислена сумма в размере 11213 руб. в счет доначисленных сумм налогов. Поскольку инспекцией не производились действия по взысканию налога, то налогоплательщик необоснованно ссылается на положения статьи 79 НК РФ.

В связи с тем, что недоимка по решениям N 9 11-07/295 от 13.09.2004 и N 5667 11-07/304 от 17.09.2004 была погашена налоговым органом за счет имеющейся на лицевом счете налогоплательщика переплаты до того, как налогоплательщик самостоятельно произвел уплату НДС в общем размере 11213 руб., то указанная сумма была направлена на погашение задолженности по НДС в размере 4761 руб., доначисленной по решению N 7232 от 17.12.2004, и частично на погашение задолженности в размере 14940 руб., доначисленной по решению N 7533
от 28.12.2004, которые не оспаривались налогоплательщиком в суд и не были признаны незаконными.

Налоговый орган полагает, что в рассматриваемом споре следует руководствоваться статьей 78 НК РФ, в соответствии с пунктом 7 которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

По состоянию на 21.07.2005 у налогоплательщика имелась недоимка по НДС в размере 97816 руб., доначисленная по результатам выездной налоговой проверки (решение N 02-09/41 от 20.05.2005), что в соответствии с указанной нормой исключает возврат налогоплательщику излишне уплаченных налогов.

Налоговым органом самостоятельно произведено уменьшение задолженности по НДС в размере 97816 руб. за счет НДС в размере 24263 руб., доначисленного по решениям N 9 11-07/295 от 13.09.2004, N 5667 11-07/304 от 17.09.2004, N 6556 11-07/375 от 17.11.2004, впоследствии признанным арбитражным судом незаконными. При этом НДС в размере 13050 руб. (24263 - 11213) не уплачивался налогоплательщиком самостоятельно, а также не взыскивался с налогоплательщика в принудительном порядке. Следовательно, данная сумма не является излишне взысканной суммой налога.

Действия налогового органа по погашению задолженности по НДС за счет имеющейся переплаты по налогу в 2004 году являлись правомерными, так как на тот момент времени указанные решения по результатам камеральных проверок не были признаны незаконными.

Суммы налога, доначисленные по решениям N 8236 от 01.02.2005 в размере 7649 руб., N 9283 от 02.03.2005 в размере 2710 руб., N 9973 от 04.04.2005 в размере 1749 руб., N 9896
от 04.04.2005 в размере 2048 руб., также не уплачивались налогоплательщиком и не взыскивались налоговым органом.

Указанная сумма задолженности была погашена за счет имеющейся на лицевом счете налогоплательщика переплаты.

Впоследствии после признания арбитражным судом указанных решений незаконными на лицевом счете налогоплательщика доначисленные суммы НДС были уменьшены.

По состоянию на 02.07.2004 у налогоплательщика имелась переплата по НДС в размере 36897 руб. 65 коп., образовавшаяся за счет подтверждения налогового вычета в размере 33968 руб., а также переплаты в размере 2929 руб. 65 коп.

Переплата в размере 33968 руб. 65 коп. была направлена налоговым органом на погашение недоимки по НДС в размере 14060 руб. по решениям N 9 11-07/295 от 13.09.2004, N 5667 11-07/304 от 17.09.2004, N 6556 11-07/375 от 17.11.2004.

Кроме того, налоговый орган считает, что требования налогоплательщика не подлежат удовлетворению в связи с пропуском институтом трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Таким образом, законом предусмотрено обязательное досудебное урегулирование спора, однако налогоплательщик в налоговый орган с заявлением о возврате налога и начислении процентов в порядке статьи 78 НК РФ не обращался.

Просит в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Налоговым органом проведены камеральные проверки налоговых деклараций по НДС за период с мая по декабрь 2004 года и документов, подтверждающих освобождение от налогообложения в соответствии с подпунктом 18 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

По результатам камеральных проверок налоговым органом доначислен НДС в общем размере 44060 руб.

В
документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...Выставленное на основании решения N 6556 11-07/375 от 17.11.2004 требование N 247259 на сумму 5990 руб. исполнено не было“.

На доначисленные суммы налога налогоплательщику направлены требования об уплате налогов. Так, выставленное по решению N 9 11-07/295 от 13.09.2004 требование N 14-25/637 на сумму 14060 руб. было исполнено налогоплательщиком частично - платежным поручением N 1200 от 19.10.2004 в размере 7000 руб. Выставленное на основании решения N 5667 11-07/304 от 17.09.2004 требование N 14-25/711 на сумму 4213 руб. было исполнено налогоплательщиком в полном объеме - платежным поручением N 1300 от 19.10.2004 в размере 4213 руб. Выставленное на основании решения N 6556 11-07/375 от 17.11.2004.

В указанных платежных поручениях в соответствующих графах имеется ссылка на требования налогового органа, по которым производилась уплата НДС.

Требование N 247259 на сумму 5990 руб. исполнено не было.

Однако до уплаты налогоплательщиком недоимки по НДС в общем размере 11213 руб. на погашение доначисленной суммы НДС в размере 32847 руб. налоговый орган самостоятельно произвел зачет в счет имеющейся по состоянию на 02.07.2004 на лицевом счете налогоплательщика переплаты по НДС в размере 36897 руб. 65 коп., образовавшейся за счет подтверждения налогового вычета в размере 33968 руб., а также переплаты в размере 2929 руб. 65 коп.

Переплата в размере 33968 руб. 65 коп. была направлена налоговым органом на погашение недоимки по НДС в размере 14060 руб. по решениям N 9 11-07/295 от 13.09.2004, N 5667 11-07/304 от 17.09.2004, N 6556 11-07/375 от 17.11.2004, а самостоятельно уплаченная сумма НДС в размере 11213 руб. была направлена на погашение задолженности по НДС в размере 4761 руб., доначисленной по решению N 7232 от 17.12.2004, и частично на погашение задолженности в размере 14940 руб., доначисленной по решению N 7533 от 28.12.2004, которые не оспаривались налогоплательщиком в суд и не были признаны незаконными.

О произведенном зачете налоговый орган ИрИХ СО РАН проинформирован не был.

Впоследствии решения налогового органа N 9 11-07/295 от 13.09.2004, N 5667 11-07/304 от 17.09.2004, N 6556 11-07/375 от 17.11.2004, N 8236 от 01.02.2005, N 9283 от 02.03.2005, N 9973 от 04.04.2005, N 9896 от 04.04.2005 были признаны арбитражным судом незаконными, в связи с чем необоснованно доначисленные суммы НДС были восстановлены на лицевом счете налогоплательщика.

21 июля 2005 года институт обратился в налоговую инспекцию с заявлением о зачете сумм излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по НДС и возврате сумм излишне взысканных пеней и процентов, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса.

Налоговым органом в возврате сумм излишне взысканных пеней и процентов, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса, было отказано.

Таким образом, предметом доказывания по настоящему спору является установление наличия либо отсутствия факта излишнего взыскания налога налоговым органом, его размер, а также период времени, за который налоговый орган обязан выплатить налогоплательщику проценты.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком начислены проценты в сумме 3300 руб. 25 коп. на излишне взысканный налог в размере 35476 руб., в том числе: 11213 руб., уплаченных по платежным поручениям N 1299 и 1300; 14060 руб., 4213 руб. и 5990 руб., доначисленных налоговым органом и погашенных за счет имеющейся на лицевом счете налогоплательщика переплаты.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.

На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.

Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Следовательно, перечисление институтом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 79 названного Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную им в постановлении от 29.03.2005 N 13592/04.

Таким образом, перечисленные институтом платежными поручениям N 1299 и 1300 по требованиям налогового органа N 14-25/637 и N 14-25/711 денежные суммы в размере 7000 руб. и 4213 руб. соответственно являются излишне взысканными суммами налога, поскольку решения налогового органа N 9 11-07/295 от 13.09.2004 и N 5667 11-07/304 от 17.09.2004 постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2005 по делу N А19-31942/04-26 были признаны незаконными (в постановлении от 25.05.2005 решение N 9 11-07/295 от 13.09.2004 указано под N 03-09/02-25964-775 от 13.09.2004).

Факт признания решения N 9 11-07/295 от 13.09.2004 незаконным налоговым органом не оспаривается.

Следовательно, позиция налогового органа о том, что самостоятельно перечисленная налогоплательщиком сумма налога в размере 11213 руб., в связи с чем спорные правоотношения регулируются положениями статьи 78 НК РФ, несостоятельна.

Вместе с тем арбитражный суд не может согласиться с мнением заявителя относительно признания суммы в размере 24263 руб., составляющей числящуюся на лицевом счете сумму переплаты по НДС и направленной на погашение доначисленной недоимки, суммой излишне взысканного налога, поскольку данные действия налогового органа являются не более чем операциями по лицевому счету налогоплательщика.

Доначисленная налоговым органом недоимка в указанном размере была погашена числящейся на лицевом счете налогоплательщика переплатой, образовавшейся за счет подтверждения налоговым органом возмещения НДС, уплаченного институтом поставщикам материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 37297 руб. (33968 + 3329), из которой 33968 руб. с кода 102011 были направлены на погашение недоимки (данная операция произведена 29.06.2004 и отражена в выписке из лицевого счета за период с 01.01.2004 по 31.12.2004), а 3329 руб. по заявлению налогоплательщика от 10.09.2004 N 15327-10-8501.10 зачтены на код 1020111.

При этом не может влиять на вывод суда то обстоятельство, что письмом от 02.06.2004 N 15327-10-8501.10 институт обратился в налоговый орган с просьбой перечислить на расчетный счет налогоплательщика подлежащую возмещению сумму НДС в размере 37297 руб., однако налоговый орган письмом от 02.07.2004 по надуманным основаниям отказал в проведении зачета по причине отсутствия необходимых реквизитов получателя.

В указанном случае спорные правоотношения по отказу в возмещении НДС регулируются положениями статьи 176 НК РФ, поэтому в этой ситуации налогоплательщик для защиты нарушенного права должен был обжаловать действия налогового органа по отказу в возмещении налога. Следовательно, заявителем избран неверный способ правовой защиты.

Институт излишних сумм налога в бюджет в указанном размере не уплачивал. Суммы налога на добавленную стоимость уплачены были не в бюджет, а поставщику экспортируемых товаров.

Следовательно, оснований считать указанные суммы излишне взысканными и применять к спорным правоотношениям положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, относящиеся к начислению процентов, не имеется.

Поэтому доводы заявителя в части возможности распространения положений статьи 79 НК РФ на правоотношения, связанные с нарушением сроков возврата НДС и регулируемые статьей 176 НК РФ по причине схожести правовых последствий нарушения начисления процентов, арбитражным судом признаются необоснованными, в связи с чем требования налогоплательщика о начислении процентов на указанную сумму удовлетворению не подлежат.

При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенную им в постановлении от 15.04.2004 по делу N А19-6078/02-40-30-44-Ф02-1160/04-С1, а также Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную им в постановлении от 5 сентября 2000 г. N 4520/00.

Таким образом, арбитражный суд считает, что излишне взысканной суммой налога является сумма 11213 руб., уплаченная институтом на основании требований об уплате налога N 14-25/637 и N 14-25/711, при этом не имеет правового значения, что указанная сумма НДС была направлена налоговым органом на погашение недоимок по НДС, доначисленных по иным решениям, поскольку данное обстоятельство не меняет правовую природу данной суммы, доначисленной конкретным решением и взысканной на основании конкретного требования.

Также арбитражный суд не принимает доводы налогового органа о том, что на момент взыскания указанных сумм НДС решения налогового органа N 9 11-07/295 от 13.09.2004 и N 5667 11-07/304 от 17.09.2004 еще не были признаны незаконными, поскольку должен выносить законные и обоснованные решения, поэтому данная сумма признается излишне взысканной в момент ее уплаты вне зависимости от того, что на тот момент судебный акт о признании незаконным решения налогового органа не был принят.

В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм в их логической связи, арбитражный суд приходит к выводу, что зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) производится по пункту 1 статьи 79 НК РФ в отличие от зачета, проводимого налоговым органом самостоятельно в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 78 НК РФ, может быть произведен налоговым органом только после поступления соответствующего заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканной сумма налога.

Иными словами порядок возврата налога производится в следующей последовательности:

- заявление налогоплательщика, на основании которого налоговый орган устанавливает факт излишнего взыскания налога и его размер;

- вынесение налоговым органом решения о возврате налога после проведения зачета.

При этом статья 79 НК РФ в отличие от статьи 78 НК РФ не предоставляет право налоговому органу проводить зачет самостоятельно.

20.07.2005 налогоплательщик в соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ обратился в налоговый орган с заявлением N 15327-10-8501.26, в котором он просил зачесть сумму излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по НДС и перечислить на расчетный счет института сумму процентов, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ.

Указанное заявление поступило в налоговый орган 21.07.2005, что подтверждается штампом инспекции на заявлении, и оставлено налоговым органом без удовлетворения.

Как следует из представленных в материалы дела выписок из лицевого счета на момент подачи указанного заявления, то есть на 21.07.2005, задолженность по НДС у налогоплательщика отсутствовала.

Начисленная по налоговой декларации по НДС за июнь 2005 года к уплате сумма НДС в размере 17103 руб. уплачена налогоплательщиком в полном объеме.

Доказательств наличия у налогоплательщика недоимки либо задолженности по пеням на момент рассмотрения заявления общества налоговой инспекцией не представлено, равно как и решений (уведомлений) о проведении зачета.

Также, согласно справке о состоянии расчетов на 01.04.2006, институт имеет переплату по НДС в размере 12570 руб.

Таким образом, на сумму излишне взысканных налогов в размере 11213 руб. подлежит начислить проценты со дня, следующего за днем взыскания, то есть с 20.10.2004 по 21.07.2005.

Ограничивая период начисления процентов сроком 21.07.2005, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

В своем письме от 20.07.2005 (поступившем в налоговый орган 21.07.2005) институт распорядился излишне взысканной суммой налога и изъявил желание зачесть сумму излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по НДС.

Однако, как следует из анализа лицевого счета налогоплательщика, в период после подачи указанного заявления начисленная по налоговым декларациям сумма налога самостоятельно уплачивалась налогоплательщиком своевременно и в полном объеме, что искусственно создавало ситуацию отсутствия у налогоплательщика недоимок по текущим платежам и исключало возможность налоговому органу провести зачет.

Арбитражный суд считает несостоятельными доводы представителя налогового органа относительно пропуска заявителем установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 189 Кодекса дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный “арактер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Кодекса, в том числе с применением статьи 198 АПК РФ.

С учетом того, что в разделе III Кодекса не установлены особенности рассмотрения требований о взыскании процентов и связанного с этим возмещения расходов, и исходя из положений статьи 189 Кодекса, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.

Следовательно, правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью 4 статьи 198 Кодекса, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование о взыскании процентов и возмещении расходов.

При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную им в постановлении от 31 января 2006 г. N 9316/05.

При таких обстоятельствах заявление института подлежит частичному удовлетворению в размере 1110 руб. 9 коп., исходя из следующего расчета: 11213 x 275 x 0,36%, где 275 дней - период с 20.10.2004 по 21.07.2005.

Принимая в расчете процентов ставку 0,036% процента, арбитражный суд исходит из того, что порядок определения процентной ставки статьями 78, 79 НК РФ не установлен.

Пунктом 4 статьи 75 НК РФ процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, однако суд считает необходимым принять размер процентной ставки по аналогии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ, в соответствии с которой проценты начисляются исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, то есть 13% x 1 / 360 = 0,036%.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому размер государственной пошлины, подлежащей возврату, составляет 168 руб. 19 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловскому округу г. Иркутска начислить на сумму излишне взысканного НДС в размере 11213 руб. проценты в сумме 1110 руб. 9 коп. и выплатить их Иркутскому институту химии им. А.Е.Фаворского СО РАН за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Возвратить Иркутскому институту химии им. А.Е.Фаворского СО РАН из федерального бюджета государственную пошлину в размере 168 руб. 19 коп., уплаченных по платежному поручению N 26 от 20.01.2006.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ