Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31.03.2006, 24.03.2006 по делу N А19-42804/05-47 Суд удовлетворил иск о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, поскольку выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате предоставления законно установленных льгот.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 марта 2006 г. Дело N А19-42804/05-47резолютивная часть объявлена24 марта 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Аксаментовой В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания,

при участии в заседании:

от истца - Шелопугиной Н.В. (дов. от 21.07.2004), Зубовой Т.А. (дов. от 21.07.2004),

от ответчика - Вокиной М.В. (дов. от 31.01.2006),

от третьего лица - не явился, надлежаще извещен,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Областного государственного унитарного энергетического предприятия “Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей “Облкоммунэнерго“ филиал “Ангарские электрические сети“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третье лицо: Комитет по экономике и финансам администрации МО “Город Усолье-Сибирское“) о взыскании
150969,92 рубля,

УСТАНОВИЛ:

ОГУЭП “Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей “Облкоммунэнерго“ филиал “Ангарские электрические сети“ обратилось в суд с требованием к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании основного долга в исковой сумме со ссылками на ст.ст. 15, 307 - 310, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 ФЗ “О социальной защите инвалидов РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

В связи с плохим качеством документов, представленных третьим лицом, в заседании объявлен перерыв с 10-40 час. 16.03.2006 до 10-30 час. 24.03.2006. После перерыва заседание продолжено.

Истец иск поддержал.

Ответчик иск не признал, пояснил, что заложенные в федеральном бюджете на 2004 год денежные средства распределены и перечислены в полном объеме.

Согласно отзыву, Комитет по экономике и финансам администрации МО “Город Усолье-Сибирское“ указал, что обязательства администрации по перечислению выделенных Российской Федерацией средств были выполнены.

Выслушав представителей присутствующих сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

При осуществлении своей деятельности ГУЭП “Облкоммунэнерго“ среди прочих потребителей оказывало услуги лицам, имеющим право на льготное обеспечение на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

В соответствии со ст. 17 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), в том числе оплаты электрической энергии.

Во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и договора о порядке финансирования расходов, связанных с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, ГУЭП “Облкоммунэнерго“ филиал “Ангарские электрические сети“ в период с 01.11.2004 по 01.31.2004 предоставило льготы лицам, имеющим право на льготное обеспечение, на общую сумму 150969,92 рубля.

В соответствии со
ст. 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.

В подтверждение причинения убытков и их размеров истец представил ведомости персонифицированного учета инвалидов, которым предоставлялись льготные услуги, за ноябрь - декабрь 2004 года на заявленную сумму.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктами 18 и 19 ст. 4 ФЗ “О социальной защите инвалидов“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

В соответствии со ст. 15.6 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактических произведенных расходов.

В результате анализа нормативно-правовых актов, в том числе ст.
15.3 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ, ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“ от 23.12.2003 N 186-ФЗ, постановления Правительства РФ “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов“ от 14.07.2001 N 536, действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства от 14.02.2004 N 80, суд пришел к выводу о том, что возмещение расходов на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2004 по 01.31.2004, установленных для инвалидов ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, осуществляется из средств федерального бюджета.

Российской Федерацией на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ Иркутской области в 2004 году согласно приложению N 14 к ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“ заложены средства в размере 268540000 рублей.

На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

В пределах выделенных из федерального бюджета средств на основании договора истца с Управлением социальной защиты населения администрации г. Усолье-Сибирское от 12.02.2004 истцу перечислено для покрытия расходов 326000 рублей.

Из представленных материалов дела не усматривается, что муниципальным образованием “Город Усолье-Сибирское“ запланированные и полученные из федерального бюджета суммы на исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ распределены не в полном объеме и не в соответствии с их назначением.

Как следует из объяснения сторон и имеющихся документов, Иркутская область и г.
Усолье-Сибирское в лице своих финансовых органов, являющихся лишь распределителями выделенных Российской Федерацией денежных средств, исполнили все возложенные на них действующим законодательством обязательства в пределах сумм, перечисленных в качестве субсидий на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов“ в областной бюджет Иркутской области и в бюджет муниципального образования “Город Усолье-Сибирское“ в 2004 г.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в части предоставления льгот категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг, в связи с чем компенсация понесенных ОГУЭП “Облкоммунэнерго“ расходов должна быть произведена за счет средств федерального бюджета.

Доводы ответчика об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов РФ.

Несостоятельны ссылки ответчика на нормы Бюджетного кодекса, поскольку правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам позволяет отнести правоотношения, возникающие между последними и производящими выплаты уполномоченными государством органами, к публичным.

К межбюджетным отношениям согласно ст. 129 Бюджетного кодекса РФ относятся отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Коммерческие организации, предоставляющие льготное обеспечение по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, не могут являться субъектами бюджетных отношений на основании указанной нормы.

В силу ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Приказом Минфина РФ от 12.02.1998 N 26 “О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах“ на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

При рассмотрении данного дела добросовестность сторон предполагалась, как и разумное использование сторонами процессуального права на состязательность в процессе в виде представления всех своих доводов, пояснений и возражений по иску, документальное обоснование тому.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на ответчика, от уплаты которой последний освобожден.

Руководствуясь статьями 167 -
171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОГУЭП “Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей “Облкоммунэнерго“ филиал “Ангарские электрические сети“ расходы, понесенные в связи с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, в размере 150969,92 рубля.

Возвратить ОГУЭП “Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей “Облкоммунэнерго“ в лице филиала “Ангарские электрические сети“ из федерального бюджета уплаченную госпошлину в размере 4519,38 рубля.

Судья

В.Г.АКСАМЕНТОВА