Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.12.2005, 28.11.2005 по делу N А19-19687/05-14 Суд удовлетворил иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда водным транспортом реабилитированным лицам и членам их семей, поскольку доказательств, подтверждающих факт возмещения истцу понесенных расходов в заявленной сумме, не представлено, к тому же денежные средства на компенсацию расходов были выделены, но в недостаточном размере.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 декабря 2005 г. Дело N А19-19687/05-14резолютивная часть объявлена28 ноября 2005 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ушаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В.,

при участии в заседании:

от истца - Шаламовой А.А. (доверенность от 14.04.2005),

от ответчика - Попова М.В. (доверенность N 03-02-23/468 от 05.10.2005),

от третьего лица - не присутствовали,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Киренский речной порт“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (третье лицо: муниципальное образование “Киренский район“ в лице Финансового управления Киренского района) о взыскании 5178 руб.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании 5178 руб. - расходов, связанных с
предоставлением льгот в виде бесплатного проезда водным транспортом реабилитированным лицам и членам их семей в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политический репрессий“ в навигацию 2004 года.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик с иском не согласен, в отзыве на иск в обоснование своих возражений привел следующие доводы:

- перечисленные в 2004 году Иркутской области денежные средства, связанные с реализацией ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ были полностью распределены между муниципальными образованиями, в том числе ответчику было перечислено 652 тыс. руб.;

- средства на реализацию Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ перечислены ответчиком местному бюджету в полном объеме, поэтому противоправное поведение ГФУ Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненными истцу убытками, а также вина ответчика отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Между отделом социальной защиты населения администрации Киренского района и истцом заключен договор N 15/04 от 17.03.2004 о порядке возмещения расходов, связанных с реализацией льгот отдельным категориям граждан.

Как следует из материалов дела, истец в навигацию 2004 года на основании ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ оказывал населению Киренского района услуги по бесплатному проезду водным транспортом общего пользования.

За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 5178 руб. убытков.

Объем предоставленных истцом услуг
и размер невозмещенных расходов подтверждаются представленными в материалы дела документами:

- актом сверки по состоянию на 01.01.2005 между ОАО “Киренский речной порт“ и отделом социальной защиты Киренского района (л.д. 24);

- счетами-фактурами за период с июля по ноябрь 2004 года (л.д. 35 - 44);

- списком льготников, представленным в виде реестра выдачи абонементных билетов ОАО “Киренский речной порт“.

Факт оказания услуг, предоставления истцом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“, их объем и размер невозмещенных расходов не опровергнуты ответчиком надлежащими доказательствами.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом “г“ статьи 16 Федерального закона от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ порядок выплаты денежных компенсаций, их пересчета, предоставления льгот, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц устанавливаются специальными положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на предоставление льгот вышеуказанным лицам устанавливается Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419.

В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные
с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Порядок возмещения вышеуказанных расходов в силу статьи 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 22.05.2002 N 334 (далее - Правила), действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80, расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год.

Таким образом, ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ и постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 обязанность по возмещению расходов, связанных с реализацией указанного законодательства, возложена на субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

Следовательно, истцу принадлежит право выбора субъекта, к которому он может предъявить требования, связанные с компенсацией расходов, понесенных при исполнении ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Статьей 47 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден общий объем субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в размере 1638240 тыс. руб.

Законом Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз “Об областном бюджете на 2004 год“ утвержден объем средств, выделяемых из областного бюджета в 2004 году за счет средств федерального бюджета, в том числе на реализацию Федерального закона
“О реабилитации жертв политических репрессий“ - 28972 тыс. руб., из них муниципальному образованию “Киренский район“ - 652 тыс. руб.

В материалах дела имеется справка, подписанная и.о. начальника Главного финансового управления Иркутской области Пашковым В.И., из которой следует, что муниципальному образованию “Киренский район“ в 2004 году было перечислено 651671 руб. 23 коп. - средства на возмещение расходов, связанных с реализацией ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Согласно представленному Киренским муниципальным образованием отчету о финансировании расходов, связанных с реализацией ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, задолженность федерального бюджета перед муниципальным образованием по состоянию на 01.01.2005 составляет 17638 руб. 19 коп.

Также в материалах дела имеется реестр на финансирование N 122 от 19.08.2005, из которого следует, что в 2005 году Финансовому управлению Киренского района была выделена из федерального бюджета субвенция на погашение задолженности прошлых лет по ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в размере 17638 руб. 19 коп.

Доказательства, подтверждающие нецелевое использование МО “Киренский район“ средств, выделенных на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, как и доказательства, подтверждающие факт возмещения истцу понесенных расходов в заявленной сумме за счет выделенных средств, не представлены. Денежные средства на компенсацию расходов истцу были выделены, но в недостаточном размере.

В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать, а у ответчика - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию льгот.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Расходы истца по
предоставлению льгот по проезду в части, в которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являются убытками.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Из положений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ следует, что при удовлетворении иска, взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, при этом в качестве ответчика по делу привлекается соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении областными финансами“ исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.

Анализируя представленные доказательства и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании понесенных истцом расходов в размере 5178 руб. с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся ответчика, однако в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты. В соответствии с пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврат уплаченной государственной
пошлины в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата. При подаче иска истец государственную пошлину не платил в связи с предоставленной судом отсрочкой ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО “Киренский речной порт“ 5178 руб. убытков.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

Судья

О.В.УШАКОВА