Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2005, 24.10.2005 по делу N А19-32181/05-15 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к ответственности за неполную уплату единого социального налога, поскольку налогоплательщик был вправе производить вычеты из суммы указанного налога сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 октября 2005 г. Дело N А19-32181/05-15резолютивная часть объявлена 24 октября 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ООО “Торговый дом “ГУИН-Лес“: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции ФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о взыскании с ООО “Торговый дом “ГУИН-Лес“ 88888 руб. налоговой санкции,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с
ООО “Торговый дом “ГУИН-Лес“ 88888 руб. налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

О месте и времени судебного разбирательства заявитель извещен надлежащим образом 06.10.2005 (уведомление N 39770), в судебное заседание не явился.

ООО “Торговый дом “ГУИН-Лес“ в заседание суда не явилось, отзыв не представило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом 05.10.2005 (уведомление N 39459).

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал следующее.

ООО “Торговый дом “ГУИН-Лес“ (далее по тексту - общество) зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Усть-Кутского муниципального образования 09.08.2001, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2005 N 04/797-в.

МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком допущено занижение единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2004 г. в сумме 444438 руб., в результате завышения примененного налогового вычета по налоговой декларации.

Обществом при исчислении единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2004 г., согласно налоговой декларации, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1458746 руб.

Фактически сумма страховых взносов за 2004 г. по состоянию на 15.04.2004 обществом уплачена в сумме 100000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1-е полугодие обществу доначислен единый социальный налог в сумме 914308 руб.

Таким образом, обществу доначислен за 2004 г. единый социальный налог в сумме 444438 руб.
(1458746 руб. - 100000 руб. - 914308 руб.).

По результатам налоговой проверки заявителем вынесено решение от 10.06.2005 N 10-1483/418 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату единого социального налога за 2004 г. в виде штрафа в сумме 88888 руб. (444438 руб. x 20%).

Требование от 21.06.2005 N 18/9569 об уплате штрафа отправлено обществу заказным письмом, срок исполнения требования истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.

Заявитель в соответствии со ст. 104 НК РФ просил взыскать с общества 88888 руб. налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Обществом при исчислении единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2004 г., согласно налоговой декларации, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1458746 руб.

Фактически сумма страховых взносов за 2004 г. по состоянию на 15.04.2004 обществом уплачена в сумме 100000 руб.

Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1-е полугодие обществу доначислен единый социальный налог в сумме 914308 руб.

Таким образом, обществу доначислен за 2004 г. единый социальный налог в сумме 444438 руб. (1458746 руб. - 100000 руб. - 914308 руб.).

Налоговый орган привлек общество к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 888888 руб. (444438 руб.
x 20%).

Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период,
и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При
этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного общество было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.

Правильность определения обществом суммы вычета за 2004 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание
штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Как видно из материалов дела, исчисленная обществом сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате единого социального налога. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.

Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

М.В.ЛУНЬКОВ