Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.10.2005 по делу N А19-25864/05-43 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату единого социального налога, поскольку ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 октября 2005 г. Дело N А19-25864/05-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Седых Н.Д.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ответчика: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к открытому акционерному обществу “Киренскстройсервис“ о взыскании 40150 рублей,

УСТАНОВИЛ:

требование заявлено о взыскании 40150 рублей штрафа за нарушение налогового законодательства.

Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание арбитражного суда не явились. Заявитель просил о рассмотрении дела в его
отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно решению N 59 от 03.05.2005, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 200748 рублей в результате неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 40150 рублей.

Требование о добровольной уплате штрафа ответчику направлено по почте и не исполнено. Так как штраф ответчиком добровольно не уплачен, заявитель в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

Обществом в налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год отражена сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в размере 473631 рубля. Фактическая уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не произведена.

Решением от 10.06.2004 N 42 доначислено в федеральный бюджет единого социального налога за неуплату страховых взносов за 1 квартал 2004 года в сумме 102276 рублей, решением от 01.10.2004 N 99 доначислено в федеральный бюджет единого социального налога за неуплату страховых взносов за 1 полугодие 2004 года в сумме 94710 рублей, решением от 01.12.2004 N 132 доначислено в федеральный бюджет единого социального налога за неуплату страховых взносов за 9 месяцев 2004 года в сумме 75897 рублей. Всего 200748
рублей (473631 - 102276 - 94710 - 75897).

Как указано в решении инспекции, общество не полностью уплатило сумму единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в размере 200748 рублей, в результате неправомерных действий.

Фактически уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 0 рублей.

Налоговый орган привлек общество к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 40150 рублей.

Суд считает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерным.

Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления
денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму
произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца
следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), поэтому несвоевременная уплата правильно исчисленного и указанного в налоговой декларации налога не содержит в себе состава правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически исчислена верно, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика 40150 рублей налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ следует отказать.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...на заявителя возлагаются расходы по уплате государственной пошлины, однако...“.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя, однако последний от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ