Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 13.07.2005 по делу N А19-2914/05-24 Суд правомерно частично удовлетворил требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку, согласно представленным на проверку документам, товар действительно приобретен, транспортирован и оприходован налогоплательщиком.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 13 июля 2005 г. Дело N А19-2914/05-24“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Матининой Л.Н., Архипенко А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоножко Т.В.,

при участии в заседании:

от истца: директора Селедцова Е.В., ан 21.08.2002 Свердловским РУВД г. Иркутска,

от ответчика: Михеева Г.И., доверенность N 28 от 06.06.2005,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 7 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.04.2005 по делу N А19-2914/05-24, принятое Зволейко О.Л. по заявлению ООО “Кран-Сервис“ к МИФНС РФ N 7 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу о признании незаконным ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Кран-Сервис“ заявлено требование о признании незаконным решения N 10/355/06 от 15.12.2004, принятого МИМНС РФ N 7 по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.04.2005 заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам дела и с нарушением норм материального права, указав, что обществом не выполнены условия ст. 172 НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право заявлять налоговые вычеты.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, а представитель общества их опроверг и считает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным.

Поскольку решение суда от 07.04.2005 обжалуется только в части удовлетворения заявленных требований, арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ считает возможным проверить законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

ООО “Кран-Сервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица 21.07.2003, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 85 N 000038074.

Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена проверка представленной ООО “Кран-Сервис“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 г.

В ходе проведения указанной проверки налоговым органом установлено, в том числе, необоснованное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 100142 руб. 14 коп. по счетам-фактурам, выставленным ООО “РегионКапитал“,
ООО “Фирма-Митва“, ЗАО “ВСПК“, в связи с тем, что отсутствуют товарно-транспортные накладные, подтверждающие оприходование товара.

По результатам указанной проверки налоговым органом вынесено решение ИМНС РФ по Октябрьскому округу г. Иркутска от 15.12.2004 N 10/355/06 в том числе о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 20028 руб. 43 коп. (100142 руб. 14 коп. x 20%), кроме того, обществу предложено уплатить НДС в сумме 100142 руб. 14 коп. и соответствующую сумму пени 3660 руб. 20 коп.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО “Кран-Сервис“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что факт необоснованного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость налоговым органом не доказан, поскольку из представленных на проверку документов инспекция имела возможность убедиться, что товар действительно приобретен, транспортирован и оприходован обществом.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

Вычетами, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ, являются суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Документами, дающими право на налоговые вычеты, являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей
статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 169 НК Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом налогового органа о необходимости представления товарно-транспортных накладных для подтверждения факта принятия товара на учет как одного из требований ст. 172 НК РФ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются все хозяйственные операции.

Согласно пп. 2, 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом, перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозку грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, а также для расчетов за их перевозку и учета
выполненной транспортной работы.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Таким образом, товарно-транспортная накладная оформляется как оправдательный документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке грузов либо подтверждающий перевозку грузов для нужд своего производства.

По договорам купли-продажи и поставки, местом исполнения которых (местом передачи товара) является место нахождения покупателя, последний не участвует в отношениях по перевозке груза и для него наличие либо отсутствие товарно-транспортных накладных как оправдательных документов не имеет юридического значения, поскольку покупатель не несет расходы по перевозке груза и не предъявляет к возмещению налог, уплаченный в составе данных расходов.

В соответствии с п. 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 N 119н, первичными документами должны оформляться все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материально-производственных запасов.

Формы первичных учетных документов утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ и соответствующими министерствами и иными организациями федеральной исполнительной власти.

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету торговых операций“ товарная накладная формы N ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания; второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, проанализировав указанные выше положения относительно оформления товарно-транспортных и товарных накладных, суд апелляционной инстанции пришел к однозначному выводу о том, что товарная накладная, безусловно, является самостоятельным документом, служащим основанием для оприходования товара.

В рассматриваемом случае постановка товара на учет подтверждена имеющейся в материалах дела товарной накладной формы N ТОРГ-12 от 26.03.2004 N 1.

Как указывалось выше, в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Товарная накладная, представленная обществом в налоговую инспекцию, а также в материалы дела, содержит в себе все обязательные реквизиты, обратного в ходе проверки налоговой инспекцией выявлено не было, то есть она соответствует унифицированной форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, и может быть
принята к учету согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии необходимости представления товарно-транспортной накладной, поскольку факт оприходования товара подтвержден имеющейся в материалах дела товарной накладной формы N ТОРГ-12.

Ссылка налоговой инспекции на положения Устава автомобильного транспорта РФ и необходимость составления товарно-транспортных накладных при перевозке грузов, по мнению суда апелляционной инстанции, также несостоятельна, поскольку налоговый орган, утверждая, что заявитель для принятия к учету приобретенного у поставщика товара обязан иметь товарно-транспортные накладные (форма N 1-Т), с учетом положений ст. 200 АПК РФ должен представить суду доказательства, свидетельствующие о наличии между поставщиком и покупателем отношений по перевозке. Однако таких доказательств налоговой инспекцией суду не представлено.

При изложенных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекцией не доказан факт неправомерного предъявления обществом суммы НДС к вычету в размере 100142 руб. 14 коп., следовательно, решение суда от 07.04.2005 в обжалуемой части по результатам рассмотрения апелляционной жалобы следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2005 по делу N А19-2914/05-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

А.А.АРХИПЕНКО

Л.Н.МАТИНИНА