Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.07.2005, 05.07.2005 по делу N А19-14407/04-50-43-32 Суд признал недействительными решения налогового органа в части взыскания с заявителя сумм страховых взносов на выплату страховой и накопительной части пенсии, так как в соответствии с законодательством о налогах и сборах взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 июля 2005 г. Дело N А19-14407/04-50-43-32резолютивная часть объявлена 5 июля 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сониным А.А.,

при участии представителей:

от заявителя: Кузьмина Т.А. по доверенности от 01.04.2005, Бондаренко Н.М. по доверенности от 22.09.2004,

от ответчика: Шустова Т.В. по доверенности от 09.03.2005, по доверенности от 17.01.2005, Стефаненко Г.А. по доверенности от 17.01.2005,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 153 о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Иркутской области,
преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, N 21 от 27.02.2004, N 63 от 19.03.2004, N 145 от 29.04.2004, N 191 от 12.05.2004, N 239 от 28.05.2004, N 367 от 23.06.2004, N 378 от 28.06.2004,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 153 (далее - ФГУ ДЭП N 153, предприятие, организация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Иркутской области, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), N 21 от 27.02.2004, N 63 от 19.03.2004, N 145 от 29.04.2004, N 191 от 12.05.2004, N 239 от 28.05.2004, N 367 от 23.06.2004, N 378 от 28.06.2004.

Решением суда от 15 февраля 2005 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда кассационной инстанции от 19.05.2005 решение суда от 15 февраля 2005 года отменено в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции МНС N 6 по Иркутской области N 367 от 23.06.2004 в части налога в сумме 270545,33 рубля, N 239 от 28.05.2004 в части налога в сумме 23020 рублей, N 191 от 12.05.2004 в части налогов в сумме 352107 рублей, N 63 от 19.03.2004 в части налога в сумме 72,77 рубля. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Представители предприятия в судебном заседании заявленные требования поддержали, ссылаясь на
доводы, изложенные в исковом заявлении и пояснениях. По мнению налогоплательщика, оспариваемые решения N 367 от 23.06.2004 в части налога в сумме 270545,33 рубля, N 239 от 28.05.2004 в части налога в сумме 23020 рублей, N 191 от 12.05.2004 в части налогов в сумме 352107 рублей, N 63 от 19.03.2004 в части налога в сумме 72,77 рубля не соответствуют законодательству о налогах и сборах, поскольку из их содержания невозможно определить период образования недоимок, проверить размер налога за конкретный период и соблюдение налоговым органом сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Сроки уплаты налогов, указанные в требованиях, на основании которых приняты названные выше решения, не соответствуют срокам, установленным налоговым законодательством для их уплаты.

Представители налоговой инспекции требования налогоплательщика не признали, ссылаясь на законность и обоснованность решений, и пояснили, что указанные в них суммы налогов соответствуют действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Оспариваемые решения приняты с соблюдением процедуры взыскания налогов, предусмотренных статьями 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей налогоплательщика и налогового органа, исследовав представленные сторонами в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Налоговой инспекцией выставлены заявителю требования об уплате налога N 1384 от 23.12.2003 на сумму 6361 рубль 63 копейки, N 12214 от 02.06.2004 на сумму 1462 рубля 23 копейки, N 12051 от 24.05.2004 на сумму 517164 рубля 21 копейка, N 11675 от 20.04.2004 на сумму 87438 рублей 65 копеек, N 11603 от 01.04.2004 на сумму 568595 рублей, N 11333 от 22.03.2004 на сумму 249788 рублей 98 копеек, N 3070 от 28.01.2004 на сумму 379557 рублей 84 копейки.

В связи с
неисполнением ФГУ ДЭП N 153 данных требований в добровольном порядке налоговая инспекция выносит решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках N 21 от 27.02.2004 на сумму 6361 рубль 63 копейки, N 378 от 28.06.2004 на сумму 1462 рубля 23 копейки, N 367 от 23.06.2004 на сумму 376668 рублей 71 копейка, N 239 от 28.05.2004 на сумму 84815 рублей 34 копейки, N 191 от 12.05.2004 на сумму 428106 рублей 14 копеек, N 145 от 29.04.2004 на сумму 249788 рублей 98 копеек, N 63 от 19.03.2004 на сумму 41515 рублей 84 копейки.

Налогоплательщик, полагая, что указанные решения не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с требованием о признании их недействительными.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд, исполняя указания, изложенные в постановлении суда кассационной инстанции, пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления соответствующим органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направляется требование
об уплате налога, то есть письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при образовании у него недоимки. В таком требовании обязательно должен быть указан срок его исполнения.

При неисполнении требования об уплате налогов налоговым органом производится принудительное взыскание задолженности по налогам и пеней. В отношении налогоплательщиков-организаций такое взыскание производится в соответствии со статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное взыскание налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика, производится на основании решения, которое может быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней (в редакции, действовавшей до 18.08.1999, а с указанной даты - 60 дней) после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Предусмотренные законодателем процедуры по досудебному урегулированию спора носят формализованный характер, поэтому обязательны для исполнения всеми субъектами налоговых правоотношений и не могут быть изменены волеизъявлением какого-либо участника данных правоотношений. В установлении этого требования законодатель предусмотрел гарантии соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков, их правовую защиту.

Нарушение налоговыми органами сроков, предусмотренных статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия решений о взыскании налога и пени, влечет их недействительность.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что решения о взыскании налога (пени) от 23.06.2004 N 367, от 28.05.2004 N 239, от 12.05.2004 N 191, от 19.03.2004 N 63 выставлены, соответственно, на основании требований от 24.05.2004 N 12051, от 20.04.2004 N 11675, от
01.04.2004 N 11603, от 28.01.2004 N 3070, то есть в пределах сроков, установленных статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом также установлено, что названные выше требования в части предложения уплатить налоги выставлены ответчиком в пределах сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и исходя из имеющейся у заявителя недоимки, что следует из представленных налоговым органом деклараций и выписок о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.

Сам по себе факт неправильного указания налоговой инспекцией в спорных требованиях сроков уплаты налога при наличии у заявителя обязанности по их уплате за соответствующий налоговый (отчетный) период не нарушает права последнего и не может служить основанием для признания поименованных требований недействительными, а также принятых на основании их решений от 23.06.2004 N 367, от 28.05.2004 N 239, от 12.05.2004 N 191, от 19.03.2004 N 63.

Налогоплательщик, оспаривая решения налогового органа, не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что спорные требования и решения направлены на повторное взыскание уплаченных им ранее сумм налогов.

Вместе с тем арбитражный суд полагает, что решение ответчика от 12.05.2004 N 191 в части взыскания с предприятия 78332 руб. 00 коп. (69382 руб. 00 коп. - страховых взносов, направленных на выплату страховой части пенсии, и 8950 руб. 00 коп. - страховых взносов, направленных на выплату накопительной части пенсии) следует признать недействительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права
гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно пункту 3 статьи 9 названного Закона финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Согласно пункту 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для принятия решения от 12.05.2004 N 191 в части бесспорного взыскания с предприятия 78332 руб. 00 коп. (69382 руб. 00 коп. - страховых взносов, направленных на выплату страховой части пенсии, и 8950 руб. 00 коп. - страховых взносов, направленных на выплату накопительной части пенсии), поскольку взыскание недоимки по
указанным платежам может осуществляться только соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание, что решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Иркутской области от 12.05.2004 N 191 в части взыскания с заявителя 78332 руб. 00 коп., в том числе 69382 руб. 00 коп. страховых взносов, направленных на выплату страховой части пенсии, 8950 руб. 00 коп. - страховых взносов, направленных на выплату накопительной части пенсии, не соответствует статьям 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Иркутской области от 12.05.2004 N 191 в части взыскания с заявителя 78332 руб. 00 коп., в том числе 69382 руб. 00 коп. страховых взносов, направленных на выплату страховой части пенсии, 8950 руб. 00 коп. -
страховых взносов, направленных на выплату накопительной части пенсии, как не соответствующее статьям 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.Н.КРОДИНОВА