Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.07.2005 по делу N А19-4996/05-22 Суд удовлетворил иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья, лицам, имеющим право на льготное обеспечение, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения своих обязательств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2005 г. Дело N А19-4996/05-22“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Черняевой Э.Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Черняевой Э.Е.,

при участии в заседании:

от истца: Егоровой Р.Ю., представителя (доверенность N 4 от 01.03.2005),

от ГФУ: Мосовитина О.А., представителя (доверенность N 03-02-23/60 от 16.05.2005),

от ГУСЗН: Караваевой Е.А., представителя (доверенность N 09-2320 от 12.04.2005),

от УСЗН, Финуправления, администрации: не прибыли, уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “Жилищный трест“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления, Финансовому управлению мэрии г. Тулуна (третьи лица: Управление социальной защиты населения мэрии г. Тулуна,
администрация г. Тулуна, Главное УСЗН администрации Иркутской области) о взыскании 1934420 руб. 00 коп.,

резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2005 г., решение в полном объеме изготовлено 11 июля 2005 г.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен ООО “Жилищный трест“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления, третье лицо - Управление социальной защиты населения мэрии г. Тулуна, о взыскании 1934420 руб. 00 коп. расходов, связанных с реализацией ФЗ “О ветеранах“ в период 2004 года.

Определением суда от 16.03.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: УСЗН г. Тулуна, администрация г. Тулуна.

Определением суда от 05.04.2005 на основании ст.ст. 46, 51 АПК РФ по ходатайству истца, ходатайству ответчика к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Финансовое управлении мэрии г. Тулуна, в качестве третьего лица - ГУСЗН Иркутской области.

Ответчик - Главное финансовое управление Иркутской области - в судебном заседании заявил об отложении рассмотрения дела для заключения мирового соглашения.

Суд, выслушав мнение истца, возражавшего против заявленного ответчиком ходатайства, поскольку ответчик не делал попыток к мировому урегулированию спора до судебного заседания 11.07.2005, не представлял проекта мирового соглашения, ходатайство ответчика - ГФУ Иркутской отклонил, поскольку срок рассмотрения дела в арбитражном суде ограничен и мировое соглашение стороны могут заключить на любой стадии арбитражного процесса. Кроме того, ранее в судебном заседании 02.06.2005 ответчик уже заявлял об отложении рассмотрения дела по той же причине, в связи с чем судебное заседание было отложено.

Ответчик - ГФУ Иркутской области - заявленные требования не признал в полном объеме, пояснив, что средства на реализацию ФЗ “О ветеранах“ перечислены местному бюджету в полном объеме, согласно представленным документам
в материалы дела.

Ответчик - Финуправление мэрии г. Тулуна - в судебное заседание не прибыл, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку факт целевого использования средств подтверждается актом финансовой проверки исполнения ФЗ “О ветеранах“ на территории муниципального образования “Город Тулун“ за 2003 - 2004 гг.

Третьи лица - УСЗН г. Тулуна, мэрия г. Тулуна - в судебное заседание не прибыли, в отзыве на иск пояснили, что все утвержденные по бюджету средства в местный бюджет поступили в полном объеме и были направлены организациям, предоставляющим льготы, согласно заключенным договорам, в том числе ООО “Жилищный трест“. Факт целевого использования средств подтверждается актом проверки ГФУ N 18-11/21 от 24.03.2005.

Третье лицо - Главное УСЗН Иркутской области - указало, что, согласно проведенной проверке, было установлено, что в представленных истцом списках граждан полностью не указаны имя, отчество льготополучателей, дата рождения, частично номер удостоверения. Отчетные документы в части количества граждан, реализовавших свое право в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, и суммы выпадающих доходов не согласованы с ответственным бухгалтером УСЗН г. Тулуна. Кроме того, 23 льготополучателя, указанные истцом, не значатся в общей базе ГУСЗН Иркутской области как граждане, имеющие право на льготу. В связи с чем ООО “Жилищный трест“ излишне предъявлена сумма 26670,60 руб., фактически к возмещению затрат составляет сумма 1907749,40 руб.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Жилищный трест“ на основании договора N 7 от 01.01.2004, заключенного с УСЗН г. Тулуна, в 2004 году при осуществлении своей производственной деятельности во
исполнение ФЗ “О ветеранах“ предоставило льготы по оплате за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья лицам, имеющим право на льготное обеспечение.

Сумма некомпенсированных выпадающих доходов, являющихся для ООО “Жилищный трест“ убытками, составила 1934420 рублей, что отражено в акте сверки между ООО “Жилищный трест“ и УСЗН мэрии г. Тулуна от 31.12.2004.

В подтверждение причинения убытков и его размеров истец представил списки лиц, проживающих в г. Тулуне, получивших льготу по оплате за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья, отчеты ООО “Жилищный трест“ по выпадающим доходам от предоставления льгот по ФЗ “О ветеранах“ за 2004 год с расшифровками к отчетам, акты сверок взаиморасчетов между ООО “Жилищный трест“ и УСЗН г. Тулуна, из которых следует, что сумма компенсации недофинансирования льгот по оплате предоставленных истцом услуг за 2004 год составила 1934420 руб. 70 коп.

В соответствии со ст. 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. ФЗ “О ветеранах“ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем ООО “Жилищный трест“ обратилось с исковыми требованиями о взыскании убытков в размере 1934420 руб. 00 коп.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило
бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 18, 21, 22 ФЗ “О ветеранах“ ветеранам, имеющим право на льготы, предоставляется льгота в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах жилой площади) в пределах социальной нормы и коммунальных услуг (независимо от вида жилищного фонда).

Согласно ст. 10 названного Закона расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов РФ. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ (подпункт 2 п. 1 ст. 10 ФЗ-5 “О ветеранах“).

На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

Во исполнение части 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ постановлением губернатора от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“ утвержден Порядок возмещения расходов. Согласно пункту 2 указанного постановления, финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по коммунальным услугам во исполнение ФЗ “О ветеранах“, осуществляется за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

Статьей 23 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ от 24.12.2003 N 74-оз утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в
2003 году местным бюджетам, согласно приложению N 10 к указанному Закону на финансирование ФЗ “О ветеранах“ предусмотрены средства в размере 510399 тыс. руб., в том числе муниципальному образованию “Город Тулун“ - 9564 тыс. руб.

Данная субвенция муниципальному образованию “Город Тулун“ поступила в местный бюджет в полном объеме, между тем фактически, как видно из представленных материалов дела, расходы за данный отчетный период составили 13186,0 тыс. руб.

Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.

Таким образом, в 2004 г. в областном бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма.

Так, оказав услуги ветеранам и предоставив льготы по их оплате, ООО “Жилищный трест“ понесло расходы. Выделенные на эти цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери в сумме 1934420 руб. 00 коп. являются для истца убытками.

Однако, учитывая то обстоятельство, что указанные истцом в списках 23 льготополучателя не значатся в общей базе ГУСЗН Иркутской области как граждане, имеющие право на льготу, в связи с чем ООО “Жилищный трест“ излишне предъявлена сумма 26670,60 руб., фактически к возмещению затрат составляет сумма 1907749,40 руб., согласно справке от 11.07.2005 Главного управления социальной защиты населения Иркутской области, представленной в материалы дела, которая является для истца убытками.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральным законом
“О ветеранах“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Доводы ответчика об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов РФ.

В связи с изложенным требования истца - ООО “Жилищный трест“ о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления в счет возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья по ФЗ “О ветеранах“ в 2004 году суд считает правомерными, обоснованными, доказанными материалами дела и подлежащими частичному удовлетворению в сумме 1907749,40 руб. за счет казны Иркутской области в силу ст.ст. 8, 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона ФЗ-5 “О ветеранах“.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО “Жилищный трест“ расходы, связанные с реализацией ФЗ “О ветеранах“ в период 2004 года, в сумме 1907749 руб. 40 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Э.Е.ЧЕРНЯЕВА