Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2005 по делу N А19-5061/05-14 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 4 июля 2005 г. Дело N А19-5061/05-14“
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Архипенко А.А.,
судей: Матининой Л.Н., Белоножко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,
при участии:
от истца: Васильевой О.А. (дов. от 09.06.2005),
от ответчика: Смолянинова А.И. (дов. от 01.07.2005), Чивтаевой Н.Ю. (дов. от 16.09.2004),
от третьих лиц:
муниципального образования г. Ангарск (по увед. N 26543) - не явились,
ГУ социальной защиты населения ИО (по увед. N 26981) - не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного финансового управления Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2005 по делу N А19-5061/05-14, принятое судьей Ушаковой О.В. по иску ОАО “Автоколонна 1948“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (третьи лица - Главное управление социальной защиты населения ИО, муниципальное образование г. Ангарск в лице УЭФ) о взыскании 18794000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество “Автоколонна 1948“ обратилось к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области с требованием о взыскании 18794000 руб., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам в 2002 году льгот по бесплатному проезду в городском пассажирском автобусном транспорте и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования, обязанность предоставления которых предусмотрена Федеральным законом “О ветеранах“.
Определением от 22.03.2005 по делу N А19-5061/05-14 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление социальной защиты населения Иркутской области и муниципальное образование г. Ангарск в лице УЭФ.
Решением от 11.05.2005 по делу N А19-5061/05-14 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы бюджетного законодательства, а не гражданского, как посчитал суд первой инстанции.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО “Автоколонна 1948“ оказывало ветеранам войны и труда, проживающим в Ангарском муниципальном образовании, в 2002 году предусмотренные ст.ст. 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“ услуги по бесплатному проезду в городском пассажирском автобусном транспорте и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту “в“ п. 2 ст. 10 этого Закона оплата проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понесенные ОАО “Автоколонна 1948“ расходы по оказанию транспортных услуг ветеранам на территории Ангарского муниципального образования в городском пассажирском автобусном транспорте и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области.
Из имеющихся в материалах дела документов (акта сверки от 01.01.2003, подписанного ОАО “Автоколонна 1948“ и Управлением по экономике и финансам, счетов, отчетов об оказанных услугах по реализации Закона “О ветеранах“ (л.д. 31, 32 - 55)) усматривается, что истец в 2002 году оказал на территории Ангарского муниципального образования ветеранам услуги по бесплатному проезду в городском пассажирском автобусном транспорте и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования на сумму 30351000 руб.
Ответчик частично возместил истцу в 2002 году сумму 11557000 руб. (л.д. 31, 118 - 128).
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Следовательно, истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (п. 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) стоимость оказанных услуг. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в размере 18794000 руб.
Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.
Таким образом, арбитражным судом обоснованно удовлетворены исковые требования ОАО “Автоколонна 1948“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления на территории Ангарского муниципального образования ветеранам бесплатного проезда в городском пассажирском автобусном транспорте и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования, за счет средств бюджета Иркутской области.
Доводы заявителя жалобы о том, что к возникшим между сторонами отношениям должны применяться нормы бюджетного законодательства, необоснованны.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ к гражданским правоотношениям относятся отношения участников гражданского оборота, урегулированные нормами гражданского права.
Обязанность коммерческой организации оказать ветеранам коммунальные услуги по льготным ценам вытекает из норм гражданского законодательства, вместе с тем обязанность государства, его субъектов и муниципальных образований возместить стоимость этих услуг вытекает из норм публичного права.
Таким образом, отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением ветеранам войны и труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права, а не бюджетного, как считает заявитель жалобы.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2005 по делу N А19-5061/05-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.А.АРХИПЕНКО
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
Т.В.БЕЛОНОЖКО