Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.06.2005 по делу N А19-11969/05-40 Суд учел обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно то, что взыскание санкции в полном объеме усугубит материальное положение налогоплательщика, и снизил размер санкций за неуплату НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2005 г. Дело N А19-11969/05-40“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,

при участии в заседании:

от заявителя - Томченко А.С., дов. N 04-13/592 от 08.02.2005, 0.06.2004,

от ответчика - Кошерова В.Е., дов N 47-04/118 от 01.03.2005, 1.04.2003,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ОАО “Ангарское управление строительства“ о взыскании 765630 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган) заявлены требования к ОАО “Ангарское управление строительства“ (далее - налогоплательщик,
общество) о взыскании 765630 руб. 00 коп.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании требования признал полностью. Заявил о снижении налоговых санкций, пояснив, что 25 ноября 2004 г. межрайонная инспекция составила требование N 09-24/127/6087 об уплате налога по состоянию на 16 ноября 2004 г., в котором ОАО “АУС“ было предложено оплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 3828156 руб. и пени в сумме 420390 руб., неуплата которых была отражена в решении налоговой инспекции N 04-24.2/46 от 16.11.2004. В письме N 04-28/6261 от 06.12.2004 налоговая инспекция уточнила размер пени, который составил 368250 руб.

ОАО “АУС“ в добровольном порядке исполнило данное требование налогового органа с учетом измененной суммы пени, а именно перечислило на расчетный счет УФК Минфина России по Иркутской области 16.12.2004 платежным поручением N 540 сумму недоимки 3828156 руб., а 27.12.2004 платежным поручением N 1188 сумму пени 368250 руб. Ранее общество к налоговой ответственности не привлекалось. В настоящее время ОАО “АУС“ находится в тяжелом материальном положении, размер убытков на конец отчетного периода (31.03.2005) составляет 6133000 руб., что соответствует данным, отраженным по строке 190 отчета о прибылях и убытках, и взыскание штрафа в размере 765630 руб. еще более усугубит и без того тяжелое материальное положение общества.

В подтверждение наличия смягчающих обстоятельств представил платежные поручения N 540 от 16.12.2004, 1188 от 27.12.2004, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на 31.03.2005.

Дело рассматривается в порядке ч. 2 ст. 215 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Межрайонной ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с января по май 2004 г.

Проверкой установлено нарушение обществом ст. 172 НК РФ, выразившееся в неподтверждении права на применение налоговых вычетов в связи с непредставлением на камеральную проверку первичных документов - товаросопроводительных накладных, а также недостоверности сведений о цене за 1 тонну продукции, отраженных в счетах-фактурах, товарных накладных и товарно-транспортных накладных, несоответствии представленных на проверку счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ, недостоверности сведений в отношении грузоотправителя и грузополучателя.

Указанные нарушения повлекли занижение НДС в размере 3828156 руб., в том числе: за январь 2004 г. в сумме 566152 руб., за февраль 2004 г. в сумме 2047471 руб., за март 2004 г. - 996450 руб., за апрель 2004 г. в сумме 163542 руб., за май 2004 г. в сумме 54541 руб.

По результатам камеральной проверки руководителем МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу принято решение N 04-24.2/46 от 16.11.2004 о привлечении ОАО “Ангарское управление строительства“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде неуплаты суммы НДС в результате неправильного исчисления налога по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - всего 765630 руб., доначислении налога в сумме 3828156 руб. и пени в сумме 420390 руб. Направлены требования на их уплату.

Поскольку в добровольном порядке налоговая санкция налогоплательщиком в бюджет не уплачена, налоговая инспекция просит взыскать ее в судебном порядке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно абз. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ, из которой следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Анализ вышеназванных норм свидетельствует о том, что налогоплательщик предъявляет к вычету суммы налога только при соблюдении им трех условий: наличия счета-фактуры, принятия товара (работ, услуг) на учет и фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия
предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или к возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. При этом согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Требования о соблюдении порядка оформления счетов-фактур относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.

Пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

Следовательно, покупатели обязаны отслеживать правильность заполнения счетов-фактур при получении их от продавцов и представлять счета-фактуры налоговому органу уже надлежаще оформленными.

Требования к оформлению организациями документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, установлены ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“.

Согласно статье 9 ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать указанные в п. 2 данной статьи обязательные реквизиты. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Как видно из материалов дела, ОАО “Ангарское строительное управление“ не исполнило предусмотренную п. 1
ст. 172 НК РФ обязанность по подтверждению правомерности отнесения НДС к вычету, установленную ст. 171 НК РФ, указанные нарушения повлекли неуплату налога на добавленную стоимость за проверяемый период в размере 3828156 руб.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 23 НК РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Таким образом, суд считает, что налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в силу чего требования налогового органа обоснованны.

Вместе с тем при рассмотрении требований о взыскании налоговых санкций суд учитывает требования ст.ст. 112, 114 НК РФ и принимает во внимание признание обществом совершения налогового правонарушения, принятие мер по погашению недоимки по НДС в размере 3828156 руб. и пени в сумме 368250 руб., отсутствие неблагоприятных последствий, непричинение ущерба бюджету, совершение налогового правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение общества, о чем свидетельствует размер убытков - 6133 руб., подтверждаемый бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках, представленными ответчиком в судебное заседание, и в соответствии со ст. 112 НК РФ указанные обстоятельства признает смягчающими.

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению
с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. Суд, принимая во внимание смягчающие обстоятельства, а также то, что взыскание налоговой санкции в полном объеме - 765630 руб. еще более усугубит материальное положение ОАО “АУС“ и учитывая, что законодатель не ограничивает, до какого размера суд вправе снизить взыскиваемые санкции, уменьшает размер налоговых санкций до 20000 рублей.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, подлежит взысканию с налогоплательщика в доход федерального бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ в сумме 800 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО “Ангарское управление строительства“ (место нахождения: Иркутская область, г. Ангарск, м/р 7А - 35, а/я 2060; свидетельство о государственной регистрации серии 38 N 000368099 от 30.07.2002) 20000 руб. налоговых санкций с зачислением в соответствующий бюджет;

и в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 800 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Иркутской области, апелляционную инстанцию в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.А.КАЛАШНИКОВА