Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.05.2005 по делу N А19-8527/05-27 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за применение ККМ с истекшим сроком амортизации, поскольку ответчик не доказал, что заявитель, применяя ККМ, исключенную из Государственного реестра, сознавал противоправный характер своего действия и предвидел его вредные последствия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2005 г. Дело N А19-8527/05-27“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Колосовым В.И.,

при участии:

от истца - Надточий О.М., дов. от 30.03.2005, ан Свердловским РУВД г. Иркутска 22.08.2002,

от ответчика - не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Агротехцентр“ к Инспекции ФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд поступило заявление ООО “Агротехцентр“ о признании незаконным постановления Инспекции ФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.03.2005 N 07-041,
вынесенного в отношении ООО “Агротехцентр“ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель требования поддержал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв не представил, заявленные требования не оспорил.

Дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрено по имеющимся в нем материалам.

21.03.2005 при проверке исполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в павильоне 108 торгового центра “Город мастеров“, принадлежащем ООО “Агротехцентр“, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Шевцова, 4, выявлен факт применения контрольно-кассовой машины (модели SHARP ER-А250RF заводской N 029833092) (далее - ККМ), исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, срок амортизации которой истек.

Данный факт зафиксирован должностными лицами инспекции в акте проверки от 21.03.2005 N 07-033.

На основании акта проверки 29.03.2005 составлен протокол об административном правонарушении N 07-033, которым установлено, что при реализации товара на сумму 200 руб. осуществлен денежный расчет с применением ККМ исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, срок амортизации которой истек, что является основанием для привлечения ООО “Агротехцентр“ к ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением исполняющего обязанности руководителя инспекции от 30.03.2005 N 07-041 ООО “Агротехцентр“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Заявитель, полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным вышеуказанного постановления.

Суд
считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (приложение к приказу Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36) по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за
30 дней до истечения срока их применения.

Как следует из материалов дела, заявителем использовалась ККМ модели SHARP ER-А250RF.

В соответствии с письмом МНС РФ от 12 мая 2004 г. N 33-0-11/327@ “Об исключении из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин и версий моделей“ указанная модель ККМ исключена из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, и ее использование разрешено до истечения нормативного срока амортизации.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что об исключении данной модели ККМ из Государственного реестра контрольно-кассовых машин он не был уведомлен.

Таким образом, судом установлено, что инспекция не уведомила ООО “Агротехцентр“ о неправомерности использования ККМ SHARP ER-А250RF.

Налоговый орган не доказал, что заявитель, применяя указанную ККМ, исключенную из Государственного реестра, сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал или относился к ним безразлично, т.е. налоговым органом не установлена субъективная сторона правонарушения.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Налогового кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи Налогового кодекса
и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, с изм. и доп. 1/98) контрольно-кассовые машины отнесены к группировке средств механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда. Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, с изменениями от 9 июля, 8 августа 2003 г.), установлено, что срок полезного использования средств механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда установлен до семи лет включительно.

Как следует из акта ввода ККМ в эксплуатацию, контрольно-кассовая машина введена заявителем в эксплуатацию 14.04.1998.

Таким образом, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.03.2005 N 07-041 срок полезного использования ККМ (модели SHARP ER-А250RF заводской N 029833092) не истек.

Исходя из изложенного, следует, что в действиях заявителя отсутствует как событие, так и состав административного правонарушения, влекущего наступление ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, что в силу п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что постановление инспекции о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.03.2005 N 07-041 является незаконным и необоснованным.

В силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем
уплаченная заявителем при подаче заявления по платежному поручению N 179 от 04.04.2005 госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 65, 167 - 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью “Агротехцентр“ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Инспекции ФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.03.2005 N 07-041, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью “Агротехцентр“ (адрес: г. Иркутск, ул. О.Кошевого, 65; свидетельство о государственной регистрации от 05.12.2002 серии 38 N 000300623).

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Агротехцентр“ из федерального бюджета сумму госпошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

В.И.КОЛОСОВ