Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2005, 03.05.2005 по делу N А19-5061/05-14 Суд взыскал сумму убытков, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате проезда на городском транспорте, поскольку неисполнение государством (ответчиком) своих обязательств по компенсации данных затрат в рамках Федерального закона “О ветеранах“ ведет к возникновению у такой организации (истца) права требования их возмещения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 мая 2005 г. Дело N А19-5061/05-14резолютивная часть объявлена 3 мая 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ушаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В.,

при участии в заседании:

от истца: Дмитриева И.А. (доверенность от 15.12.2004, сильевой О.А. (доверенность от 09.06.2004, удостоверение адвоката N 00155 от 25.12.2002),

от ответчика - не присутствовали,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Ангарское муниципальное образование, а не муниципальное образование “Город Ангарск“.

от третьих лиц: Главного управления социальной защиты населения Иркутской области - Караваевой Е.А. (доверенность N 09-2320 от 12.04.2005, служебное удостоверение
N 217), муниципального образования “Город Ангарск“ в лице УЭФ - Шафир А.В. (доверенность N 107 от 02.02.2005, служебное удостоверение N 108),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Автоколонна 1948“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (третьи лица: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, муниципальное образование “Город Ангарск“ в лице УЭФ) о взыскании 18794000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании 18794000 руб. убытков, состоящих из расходов, возникших в связи с предоставлением в период с апреля по декабрь 2002 г. льгот в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, на автомобильном транспорте общего пользования на пригородных маршрутах в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Определением от 22.03.2005 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Главное управление социальной защиты населения Иркутской области и муниципальное образование “Город Ангарск“ в лице УЭФ.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление N 16720 от 29.03.2005), в судебное заседание не явился.

При рассмотрении дела в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.04.2005 до 26.04.2005, с 26.04.2005 до 03.05.2005. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей истца, третьего лица - Главного управления социальной защиты населения Иркутской области, а также представителя ответчика - Чивтаевой Н.Ю. (доверенность N 08-35/273 от 16.09.2004, служебное удостоверение N 174). Представитель третьего лица - муниципального образования “Город Ангарск“ в лице УЭФ - в судебное заседание не явился.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
в отсутствие указанного третьего лица.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик с иском не согласен, в отзыве на иск в обоснование своих возражений привел следующие доводы:

- истец и ответчик не состояли в договорных отношениях, в связи с чем обязанность финансирования мер социальной защиты ветеранов возникла у ответчика не перед юридическими лицами, а перед ветеранами;

- средства на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ перечислены ответчиком местному бюджету в полном объеме, поэтому противоправное поведение ГФУ Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненными истцу убытками, а также вина ответчика отсутствуют;

- акты сверок, представленные истцом, не могут быть приняты во внимание как доказательство наличия убытков, поскольку составлены расчетным путем и не подтверждают фактическое оказание услуг и понесенных в связи с этим расходов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 05.02.2002 администрация Ангарского муниципального образования и ОАО “Автоколонна 1948“ заключили договор N 5, в соответствии с условиями которого (с учетом дополнительного соглашения к договору от 31.12.2002) истец обязался предоставлять гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, льготы по бесплатному проезду на автобусах маршрутов общего пользования городского и пригородного сообщения и представлять до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в Финансовое управление администрации расчет и счет-фактуру (в 2 экземплярах) на оплату предоставленных льгот, а администрация Ангарского муниципального образования обязалась обеспечить возмещение расходов истца по предоставленным льготам в пределах субсидий, поступивших на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ из областного и федерального бюджета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца после
поступления денежных средств из областного и федерального бюджета на лицевой счет финансового органа администрации (пункты 2.1, 2.2, 3.1 договора, пункт 2 дополнительного соглашения от 31.12.2002).

Во исполнение условий договора истец в 2002 году предоставил льготы по бесплатному проезду гражданам в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ на сумму 30351000 руб.

Истцу из средств бюджета Иркутской области возмещены расходы в размере 11557000 руб.

Размер не возмещенных истцу расходов, согласно расчету, по предоставлению указанных льгот в период с апреля по декабрь 2002 г. составляет 18794000 руб.

Объем предоставленных истцом услуг и размер невозмещенных расходов подтверждаются представленными в материалы дела:

- актом сверки по состоянию на 01.01.2003 между Финансовым управлением администрации АМО и ОАО “Автоколонна 1948“ (л.д. 31);

- счетами и отчетами об оказанных услугах за период с января по декабрь 2002 г. (л.д. 32 - 55).

Факты оказания услуг, предоставления истцом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, их объем и размер невозмещенных расходов не опровергнуты ответчиком надлежащими доказательствами.

За основу расчетов не возмещенных истцу расходов за период с апреля по декабрь 2002 г. приняты положения Инструкции по составлению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту, утвержденной постановлением Госкомстата России N 222 от 21.10.1994, а также Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата N 207 от 31.10.2002.

Согласно пунктам 64 - 66 Инструкции, утвержденной постановлением Госкомстата N 207 от 31.10.2002, количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте общего пользования, определяется из следующего расчета: 50 поездок в месяц x количество лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, которое, в свою очередь, определяется на
основании периодически проводимых натурных обследований пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного) x тариф, утвержденный постановлениями мэра Ангарского муниципального образования N 1241 от 24.04.2001 (тариф по перевозке пассажиров в городском транспорте составляет 4 руб.) и N 1117 от 18.04.2000 (тариф в пригородном транспорте составляет 0,40 руб./пассажирокилометр, т.е. 16 руб. 20 коп.).

Применение истцом коэффициентов, понижающих количество лиц, имеющих право бесплатного проезда, согласно данным органов социальной защиты, основано на результатах проводимых истцом обследований пассажиропотока на маршрутах, обслуживаемых ОАО “Автоколонна 1948“, связанных с исследованием количества ветеранов, воспользовавшихся льготой по бесплатному проезду, что подтверждается представленными в материалы дела:

- актами натурного обследования от 22.01.2002, 07.03.2002, 24.05.2004 по определению количества ездок, совершаемых ветеранами всех категорий в автобусах общего пользования по маршрутам пригородных и городских сообщений, проведенного в период с 10.01.2002 по 19.01.2002, 25.02.2002 по 06.03.2002, с 13.05.2002 по 22.05.2002;

- письмом Главного финансового управления администрации Иркутской области от 18.08.1999 N 02-02/18 о порядке согласования исходной базы доходов и расходов бюджетов городов и районов на 2000 год;

- расчетом средней стоимости проезда пассажира в автобусах общего пользования по пригородным маршрутам, обслуживаемым ОАО “Автоколонна 1948“, по итогам работы за 1 квартал 2001 г. от 06.04.2001;

- постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 18.04.2000 N 1117 “О тарифе по перевозке пассажиров на пригородных маршрутах, осуществляемой ОАО “Автоколонна 1948“;

- постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 24.04.2001 N 1241 “О тарифах на транспортные услуги“;

- актом проверки ОАО “Автоколонна 1948“ по вопросу исполнения Федерального закона “О ветеранах“ в части предоставления льгот за 2001, 2002, 2004 гг. от 15.04.2005, согласно которому данные бухгалтерского учета соответствуют
данным, представляемым в Управление по экономике и финансам администрации АМО в актах сверки.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с подпунктом “в“ пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату, в том числе, проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения вышеуказанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“.

В целях реализации на территории Иркутской области Федерального закона “О ветеранах“ постановлением губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“ предусматривалось осуществление финансирования расходов на предоставление льгот по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных) за счет средств областного бюджета.

Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз “Об областном бюджете на 2002 год“ (статья 3) утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2002 году местным бюджетам, в том числе на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ - 635 тыс. руб., из них, согласно Приложению
N 11, муниципальному образованию “Город Ангарск“ - 46639 тыс. руб.

Указанные денежные средства поступили в бюджет Ангарского муниципального образования и использованы по целевому назначению, что подтверждается информацией о перечислении в 2002 году средств субсидии Главного финансового управления Иркутской области (л.д. 74), отчетом об исполнении Федерального закона “О ветеранах“ по состоянию на 01.01.2003 Ангарского муниципального образования и пояснительной запиской к отчету.

В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать, а у ответчика - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию прав и льгот.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ обязанность возмещать расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате бесплатного проезда, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

На основании статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджете субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование “Город Ангарск“ надлежащим образом исполнило возложенные на него обязанности по распределению и перечислению истцу поступивших из областного бюджета средств, выделенных на реализацию Федерального закона “О ветеранах“.

Субъект Российской Федерации - Иркутская область - не исполнил предусмотренную законом обязанность по возмещению расходов истца в полном объеме.

Расходы истца по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг в части, в
которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являются убытками.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральным законом “О ветеранах“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Согласно ст. 38 Устава Иркутской области к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.

В соответствии со ст. 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз “Об организации и деятельности администрации Иркутской области“ полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации.

В соответствии с постановлением
губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении областными финансами“ исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков в размере 18794000 руб. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Понесенные истцом при подаче иска расходы по уплате государственной пошлины в размере 100000 руб. в силу статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО “Автоколонна 1948“ 18794000 руб. - убытков, 100000 руб. - возврат государственной пошлины, а всего 18894000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

Судья

О.В.УШАКОВА