Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.05.2005, 28.04.2005 по делу N А19-23372/04-14 Суд удовлетворил иск о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в виде оплаты коммунальных услуг гражданам в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, поскольку указанные расходы истца не были компенсированы в полном объеме выделенными бюджетными средствами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

4 мая 2005 г. Дело N А19-23372/04-14резолютивная часть объявлена 28 апреля 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ушаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В.,

при участии в заседании:

от истца: Наделяева И.Н. (доверенность от 20.01.2005, >
от ответчика: Шишлова А.В. (доверенность от 11.01.2005, служебное удостоверение N 126),

от третьих лиц: Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска - Москалевой Е.В. (доверенность N 115-03-3/5 от 20.01.2005, удостоверение N 676), Главного управления социальной защиты населения Иркутской области - Караваевой Е.А. (доверенность N 09-2320 от 12.04.2005, служебное удостоверение N 217),

рассмотрев в судебном заседании дело по
иску жилищно-строительного кооператива N 10 к Комитету по экономике и финансам г. Иркутска о взыскании 188407 руб. 90 коп.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании 188407 руб. 90 коп. - убытков, составляющих расходы, возникшие в связи с предоставлением в период с 2002 г. по 2003 г. льгот в виде оплаты коммунальных услуг гражданам в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Заявлением от 07.04.2005 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 188497 руб. 90 коп.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований до 194545 руб. 39 коп., из которых 188497 руб. 90 коп. - убытки, 4000 руб. - судебные расходы, 1547 руб. 47 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 500 руб. - государственная пошлина, взысканных с истца в пользу МУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2004 по делу N А19-21290/03-46.

Рассмотрев заявленное истцом ходатайство, суд считает возможным принять заявление о взыскании судебных расходов в размере 4000 руб.

В удовлетворении ходатайства о взыскании 1547 руб. 47 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, 500 руб. - государственной пошлины, взысканных с истца в пользу МУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2004 по делу N А19-21290/03-46, суд отказывает, поскольку предъявление дополнительных требований Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Определением от 26.01.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.

Определением от 15.02.2005 производство по делу
по иску к Комитету по экономике и финансам г. Иркутска прекращено в связи с отказом от иска.

Определением от 15.02.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по экономике и финансам г. Иркутска.

Определением от 15.03.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области) с иском не согласен, в отзыве на иск пояснил, что обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2003 годы на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, исполнены в полном объеме и вина ответчика в неполном возмещении сумм отсутствует (л.д. 51 - 56, т. 4).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 03.04.2002 истец и Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (далее - Департамент) заключили договор N 221-66-229/2 о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с условиями которого истец обязался производить гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и проживающим в домах частного жилого фонда, начисление платы за предоставленные услуги по тарифам, согласованным с отделом цен в размере 50% от стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз
бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), в пределах нормативов потребления указанных услуг. Департамент обязался по получении от истца отчетов и актов сверок составить сводные реестры и представить их в Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска (пункты 1.1, 2.1.1, 2.2.1 договора) (л.д. 13 - 15, т. 1).

Денежные средства в сумме, определенной для возмещения расходов актами сверок, передаются истцу путем безналичного перечисления со счета Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска в пределах лимитов бюджетных средств и при наличии денежных средств на счете (пункт 3.1 договора).

Срок действия договора - с 01.01.2002 по 31.12.2002. В соответствии с пунктом 5.4 договор считается пролонгированным на следующий финансовый год (с даты 1 января по дату 31 декабря), если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не позднее чем за один месяц до окончания срока.

В период 2002 - 2003 гг. истец во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ оказывал гражданам коммунальные услуги с предоставлением предусмотренных законом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Размер невозмещенных истцу расходов в 2002 - 2003 гг. составил 188497 руб. 90 коп.

Факт оказания услуг, объем предоставленных истцом услуг, размер произведенных истцу компенсаций, размер невозмещенных истцу расходов по предоставленным льготам подтверждаются представленными в материалах дела:

- актом сверки взаиморасчетов по состоянию на IV квартал 2003 года (л.д. 18, т. 1);

- актом сверки сумм, подлежащих возмещению жилищно-строительному кооперативу N 10 за 2003 год (л.д. 5, т. 3);

- списками ветеранов, имеющих право на 50-процентную скидку по коммунальным услугам (л.д. 9 - 33, т. 3);

- ведомостями начисления
коммунальных услуг в 2002 - 2003 гг. (л.д. 34 - 150, т. 3; л.д. 1 - 39, т. 4);

- расчетами среднегодовых тарифов для предоставления компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг за 2002 - 2003 гг.;

- справкой отдела контрольно-ревизионной работы от 25.04.2005 о проверке фактических затрат на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в части возмещения ЖСК N 10 понесенных расходов, связанных с предоставлением населению льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, из которой следует, что в результате данной проверки нарушений не установлено.

Расчет невозмещенных расходов в период с 2002 г. по 2003 г. в размере 188491 руб. 90 коп. ответчиком в судебном заседании не опровергнут.

Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (подпункты “а“, “б“ пункта 2 статьи 10), в частности оплата жилья, коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных выше расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“.

В целях реализации на территории Иркутской области Федерального закона “О ветеранах“ постановлениями губернатора Иркутской области:

- от 21.05.2002 N 348-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“;

- от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“ - предусматривалось осуществление финансирования расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“ от 28.12.2001 (ст. 3) утвержден объем субсидий, выделяемых из областного
бюджета в 2002 году местным бюджетам, в т.ч. на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ - 431635 тыс. руб., из них, согласно Приложению N 11, муниципальному образованию “Город Иркутск“ - 107185 тыс. руб.

Указанные денежные средства поступили в бюджет г. Иркутска и использованы по целевому назначению, что подтверждается решением городской Думы г. Иркутска от 17.02.2003 N 325-26гД(3), 019-20-325/3 “О выполнении Комплексной программы социальной поддержки населения г. Иркутска за 2002 г.“, Законом Иркутской области от 22.10.2003 N 41-оз “Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 г.“.

Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“ от 28.12.2002 (статья 21) утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2003 году местным бюджетам, в том числе на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ - 484804 тыс. руб., из них, согласно Приложению N 9, муниципальному образованию “Город Иркутск“ - 118536 тыс. руб.

Указанные денежные средства поступили в бюджет г. Иркутска и использованы по целевому назначению, что подтверждается решением городской Думы г. Иркутска от 25.03.2004 N 484-40гД, 019-20-484/4 “О выполнении Комплексной программы социальной поддержки населения г. Иркутска за 2003 год“, Законом Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год“.

В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать, а у ответчика - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию прав и льгот.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу статьи 10
Федерального закона “О ветеранах“ обязанность возмещать расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование “Город Иркутск“ надлежащим образом исполнило возложенные на него обязанности по распределению и перечислению истцу поступивших из областного бюджета средств, выделенных на реализацию ФЗ “О ветеранах“.

Субъект Российской Федерации (Иркутская область) не исполнил предусмотренную законом обязанность по возмещению расходов истца в полном объеме.

Расходы истца по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг в части, в которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являются убытками.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Согласно ст. 38 Устава Иркутской области к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.

В соответствии со ст. 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз “Об организации и деятельности администрации Иркутской области“ полномочия администрация в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “Постановлением губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области“ установлено, что исполнительным органом власти области...“.

Постановлением губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области“ исполнительным органом власти области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков в размере 188497 руб. 90 коп. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению за счет казны Иркутской области.

Расходы по уплате государственной пошлины (отсрочена уплата до рассмотрения дела по существу) в силу статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета в размере 5270 руб. Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 5270 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 4000 руб. - расходов на оплату услуг лица, оказывающего юридическую помощь (представителя) в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, которые являются для истца судебными издержками в силу
статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и включаются в состав судебных расходов в соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В подтверждение понесенных истцом судебных издержек суду представлено трудовое соглашение от 12.01.2004 о выплате представителю 4000 руб.

При таких обстоятельствах судебные издержки в размере 4000 руб. подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу жилищно-строительного кооператива N 10 188497 руб. 90 коп. - убытки, 5270 руб. - государственную пошлину, 4000 руб. - судебные издержки, а всего - 197767 руб. 90 коп.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива N 10 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5270 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

Судья

О.В.УШАКОВА