Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2005 по делу N А19-28705/04-40 Суд частично отказал в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций за неуплату единого социального налога в результате занижения налогооблагаемой базы, так как ответчик вправе был производить вычеты из указанного налога суммы страховых взносов, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2005 г. Дело N А19-28705/04-40“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,

при участии в заседании:

от заявителя - Чащина М.А., специалиста, дов. б/н от 29.12.2004, удост. N 197747 от 07.07.2004,

от ответчика - Бутаковой О.А., дов. N 34 от 31.01.2005, 07.10.2003,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 2“ о взыскании 909607 руб. 35 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области (далее - налоговый орган) заявлены требования к муниципальному образовательному учреждению “Средняя общеобразовательная школа
N 2“ (далее - МОУ “СОШ N 2“, учреждение) о взыскании 909607 руб. 35 коп.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования поддержал. Заявил о реорганизации налоговой инспекции в Межрайонную ИФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Суд в соответствии со ст. 48 АПК РФ произвел замену стороны на ее правопреемника - Межрайонную ИФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Представитель ответчика заявленные требования признал в части. Свои доводы изложил в письменном отзыве.

Дело рассматривается в порядке ч. 2 ст. 215 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка МОУ “СОШ N 2“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 02.08.2004 N 02-82.

Проверкой установлены нарушения налогоплательщиком:

- в нарушение п. 1 ст. 45, п. 6 ст. 226 НК РФ учреждение не перечислило в установленный законодательством срок налог на доходы физических лиц, подлежащий перечислению налоговым агентом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в размере 1980 руб. 37 коп.;

- пп. 2, 3 ст. 243 НК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“, что привело к неполной уплате единого социального налога за 2002 г., подлежащего уплате в федеральный бюджет в сумме 625096 руб. 8 коп., в результате необоснованного, по мнению налогового органа, применения учреждением налогового вычета.

По представленной налогоплательщиком налоговой
декларации по единому социальному налогу за 2002 г. примененный налоговый вычет составил 903391 руб., тогда как сумма фактически уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование по результатам налоговой проверки составляет 278295 руб. 10 коп. Сумма налогового вычета, установленная в ходе выездной налоговой проверки, составила 278295 руб. 10 коп., в связи с чем доначислено в федеральный бюджет за 2002 г. 625096 руб. 8 коп.

В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени - 157511 руб. 70 коп.

По результатам рассмотрения акта руководителем МРИ МНС РФ N 18 по Иркутской области вынесено решение N 02-918 от 23.08.2004 о привлечении МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 2“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм в размере 125019 руб. 20 коп., предложено уплатить единый социальный налог в сумме 625098 руб. 8 коп., пени в сумме 159492 руб. 7 коп., в том числе: налог на доходы физических лиц - 1980 руб. 37 коп., ЕСН - 157511 руб. 70 коп. Направлены требования N 2291, N 2314 об уплате налога, налоговых санкций и пени.

Поскольку требования налогового органа в добровольном порядке не исполнены, налоговая инспекция просит взыскать налог, налоговые санкции и пени в судебном порядке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем
налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 23 НК РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, неполная уплата обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2002 г. влечет образование недоимки по единому социальному налогу, подлежащей взысканию в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что взыскание недоимки по единому социальному налогу в сумме 625098 руб. 8 коп. и начисление налоговым органом пени в сумме 159492 руб. 7 коп. по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц является правомерным.

Отказывая во взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 125019 руб. 20 коп., Арбитражный суд Иркутской области исходит из того, что сумма 625096 руб. 8 коп. является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда, неуплата указанной суммы правильно исчисленного налогового вычета не влечет применение налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых
взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

С учетом изложенного суд полагает, что ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога суммы страховых взносов, начисленных за тот же период. Правильность определения учреждением единого социального налога, подлежащего к уплате в бюджет, и размера налогового вычета налоговой инспекцией не оспаривается.

В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения и отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Следовательно, в действиях ответчика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ.

На основании ч. 2 ст. 110 АПК РФ на ответчика возлагаются расходы по госпошлине.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 2“ (место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов, 4 микрорайон, 44; свидетельство о государственной регистрации N 1041 от 30.09.2001) 784588 руб. 15 коп., в том числе: 625096 руб. 8 коп. - недоимку по налогу, 159492 руб. 7 коп. - пени, с зачислением в соответствующий бюджет.

И в доход федерального бюджета - госпошлину в сумме 14446 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области
в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.А.КАЛАШНИКОВА