Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.01.2005, 28.12.2004 по делу N А19-28203/04-28 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, поскольку факт правонарушения, выразившийся в том, что при продаже товара продавцом не был пробит кассовый чек, имел место и подтверждается материалами дела.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 января 2005 г. Дело N А19-28203/04-28резолютивная часть объявлена 28 декабря 2004 г. “
Арбитражный суд Иркутской области под председательством судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,
при участии:
от истца - не явился,
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “ТПК Тухватулина“ к Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Иркутской области о признании незаконными и отмене постановлений N 04-37/111 и N 04-37/112 от 19.10.2004,
УСТАНОВИЛ:
заявлено требование о признании незаконным и отмене постановлений N 04-37/111 и N 04-37/112 от 19.10.2004 о привлечении к административной ответственности ООО “ТПК Тухватулина“ за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
По мнению заявителя, вины юридического лица и директора предприятия нет, администрацией предусмотрены все условия для работы с применением ККМ, предприняты все меры для законного обслуживания покупателей. Кроме того, заявитель считает, что проведение данной проверки незаконно, т.к. она внеплановая, а также при проведении проверки контрольный закуп товара произведен неуполномоченным лицом.
Кроме того, заявитель считает, что нарушен срок составления протокола об административном правонарушении. А также за одно правонарушение незаконно привлечены к ответственности несколько лиц, в том числе предприятие.
Налоговый орган, принявший оспариваемый акт, с заявлением не согласен, считает привлечение ООО “ТПК Тухватулина“ к административной ответственности законным. Оспаривание постановления о привлечении к ответственности директора предприятия Тухватулиной Т.Н. в арбитражном суде незаконно.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
14.10.2004 Межрайонной инспекцией МНС РФ N 3 по Иркутской области проведена проверка соблюдения Закона РФ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“ N 54-ФЗ от 22.05.2003 в т/д “Лилия“, расположенном на ул. Стояновича, 139Г, г. Бодайбо, принадлежащем ООО “ТПК Тухватулина“.
В результате проверки установлен факт неприменения контрольно-кассовой машины продавцом Зубаревой Н.Л. Данный факт отражен в акте N 04/294 от 14.10.2004, составленном в присутствии продавца Зубаревой Н.Л. 18.10.2004 составлены протоколы об административном правонарушении N 04-37/111 и N 04-37/112, на основании которых 19.10.2004 вынесены постановления N 04-37/111 и N 04-37/112 о привлечении ООО “ТПК Тухватулина“ и директора предприятия Тухватулиной Т.Н. к административной ответственности в виде штрафа в размере соответственно 30000 руб. и 3000 руб. по ст. 14.5 КоАП РФ. Названные постановления заявитель оспаривает.
Суд считает необходимым прекратить производство по делу по заявлению о признании незаконным постановления N 04-37/112 от 19.10.2004 о привлечении директора предприятия Тухватулиной Т.Н. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. по ст. 14.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждаются на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности. Таким образом, вопрос о законности привлечения к административной ответственности должностного лица - директора предприятия ООО “ТПК Тухватулина“ Тухватулиной Т.Н. арбитражному суду неподведомственен.
Исследовав материалы дела по факту привлечения к административной ответственности ООО “ТПК Тухватулина“, суд пришел к выводу, что постановление N 04-37/111 законно и оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“ N 54-ФЗ от 22.05.2003 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ст. 5 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ “По жалобам А.И.Косила и Т.Ш.Кенчхадзе на нарушение их конституционных прав“ от 14.12.2000 за неприменение контрольно-кассовой машины к ответственности привлекается не продавец, а предприятие, поскольку продавец в данном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени предприятия, т.к. стороной в договоре купли-продажи является именно предприятие.
Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с покупателем законно и обоснованно.
Факт неприменения ККМ, выразившийся в том, что при продаже товара продавцом Зубаревой Н.Л. не был пробит кассовый чек, имел место, подтверждается материалами дела.
Поскольку в момент проверки должностное лицо - директор предприятия ООО “ТПК Тухватулина“ Тухватулина Т.Н. отсутствовала, протокол об административном правонарушении не был составлен немедленно. В акте проверки руководитель предприятия был приглашен для составления протокола об административном правонарушении 15.10.2004. Однако для ознакомления с материалами проверки и составления протокола об административном правонарушении руководитель предприятия явилась в налоговый орган 18.10.2004, а поэтому протокол об административном правонарушении составлен в ее присутствии 18.10.2004. Данное нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, по мнению суда, не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, за полнотой учета и выручки, проводят проверки выдачи кассовых чеков. Периодичность проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ какими-либо нормативными актами не установлена. Каких-либо нарушений со стороны налогового органа в данном случае суд не усматривает.
Другие доводы заявителя суд также находит несостоятельными.
Санкция применена в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ правильно.
А поэтому суд считает необходимым в удовлетворении требований в этой части отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления N 04-37/111 от 19.10.2004 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. по ст. 14.5 КоАП РФ ООО “ТПК Тухватулина“ отказать.
Производство по делу по заявлению о признании незаконным постановления N 04-37/112 от 19.10.2004 о привлечении директора предприятия Тухватулиной Т.Н. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. по ст. 14.5 КоАП РФ прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья
Л.А.КУКЛИНА