Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2004 по делу N А19-11500/04-44 Суд признал незаконными действия налогового органа, выразившиеся в проведении зачета излишне перечисленной платы за выбросы вредных веществ в счет уплаты пени, поскольку в рассматриваемый период отсутствовала нормативно-правовая база для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 21 декабря 2004 г. Дело N А19-11500/04-44“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Сорока Т.Г.,

судей: Дягилевой И.П., Буяновера П.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сорока Т.Г.,

при участии в заседании:

от ОАО “Иркутскэнерго“: юрисконсульта Взяткина Д.В., доверенность N 3603 от 15.03.2004,

от МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области: главного специалиста Гуменюк Л.Ф., доверенность N 08/16402 от 18.06.2004,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Иркутскэнерго“ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.08.2004 по делу N А19-11500/04-44 по заявлению ОАО “Иркутскэнерго“ к МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области о признании незаконными действий, принятое Скубаевым А.И.,

УСТАНОВИЛ:

ОАО
“Иркутскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать незаконными действия МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области, выразившиеся в проведении зачета излишне перечисленной платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ в сумме 95001 руб. 81 коп. в счет уплаты пени.

Решением суда первой инстанции от 17.08.2004 в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что проведенный зачет не нарушает прав и законных интересов ОАО “Иркутскэнерго“ в сфере экономической деятельности.

ОАО “Иркутскэнерго“ подана апелляционная жалоба. Заявитель настаивает на отмене судебного акта, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области считает решение суда законным и обоснованным.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв с 15.12.2004 по 21.12.2004.

После перерыва заседание продолжено тем же составом суда с участием тех же представителей сторон, за исключением ст. инспектора Рогачевой О.В.

Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению применительно к п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при составлении акта сверки от 07.04.2004 N 13535 между МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области и филиалом ОАО “Иркутскэнерго“ в г. Усолье-Сибирское заявителю стало известно о проведении налоговым органом зачета излишне перечисленной платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ в счет уплаты пени в сумме 88723,37 руб., начисленной на недоимку, образовавшуюся за период с 20.09.2002 по 20.03.2003.

ОАО “Иркутскэнерго“ оспаривает действия налогового органа по
проведению зачета, полагая, что в указанном периоде обязанность по перечислению платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ у общества отсутствовала.

Суд апелляционной инстанции считает доводы заявителя обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Статьей 20 Закона РСФСР N 2060-1 от 19.12.1991 “Об охране окружающей природной среды“ также установлена платность использования природных ресурсов, которая включает плату за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия на окружающую природную среду.

В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия“.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О названное постановление Правительства Российской Федерации, поскольку оно принято во исполнение полномочий, предоставленных Правительству федеральным законом, и предусматривает взимание платежей, которые по своей правовой природе являются фискальными сборами, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации разработало и утвердило по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации “Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы“.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 187 от 12.04.2002 ранее утвержденные “Базовые нормативы“ признаны недействующими.

Кроме того, постановлением губернатора Иркутской области от 01.03.2002 N 180-п признано утратившим силу
с 01.07.2002 постановление главы администрации Иркутской области от 14.05.1993 N 106, которым утверждены Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды на территории Иркутской области и базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также применяемые к ним коэффициенты, учитывающие экологические факторы, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 12.06.2003, которое опубликовано в “Российской газете“ 21.06.2003 N 120 и вступило в законную силу с 30.06.2003.

В связи с изложенным правильным является довод ОАО “Иркутскэнерго“ об отсутствии нормативно-правовой базы для расчета платы за загрязнение окружающей среды за период со второго квартала 2002 г. по второй квартал 2003 г.

Пени за неуплату платежей с 20.06.2002 по 20.03.2003 в сумме 88723,37 руб. начислены МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области необоснованно.

Следовательно, действия налогового органа по проведению зачета в счет погашения указанных пеней следует признать незаконными.

Заявленная ОАО “Иркутскэнерго“ сумма зачета 95001,81 руб. не подтверждена материалами дела, поэтому требования подлежат удовлетворению в размере 88723,37 руб.

Доводы налогового органа о том, что проведение зачета не затрагивает законных прав и интересов налогоплательщика, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. в данном случае согласно акту сверки от 07.04.2004 N 13535 проведение зачета выразилось в уменьшении подлежащей возврату из бюджета суммы излишне уплаченных налогов на 88723,37 руб., т.е. повлекло нарушение интересов заявителя в сфере хозяйственной деятельности.

Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от
17.08.2004 по делу N А19-11500/04-44 изменить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области, выразившиеся в проведении зачета излишне перечисленной платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ в сумме 88723,37 руб. в счет уплаты пени, начисленной на сумму недоимки по тому же налогу, образовавшейся с 20 июня 2002 г. по 20.03.2003.

Обязать МИМНС Российской Федерации N 8 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО “Иркутскэнерго“.

В остальной части заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.Г.СОРОКА

Судьи:

И.П.ДЯГИЛЕВА

П.И.БУЯНОВЕР