Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.12.2004 по делу N А19-26617/04-43 Суд отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании налоговой санкции за неуплату единого социального налога, поскольку налогоплательщик вправе производить вычеты из суммы данного налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 декабря 2004 г. Дело N А19-26617/04-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ответчика: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции МНС РФ N 15 по Иркутской области к закрытому акционерному обществу “Росспецстрой“ о взыскании 1932 рублей налоговой санкции,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 15 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с закрытого акционерного общества “Росспецстрой“ 1932 руб. налоговой санкции.

Заявитель и ответчик о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим
образом, в судебное заседание не явились. Заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал следующее.

Межрайонной инспекцией МНС РФ N 15 по Иркутской области проведена камеральная проверка представленной учреждением налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком допущено занижение единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 г., в сумме 9660 рублей в результате завышения примененного налогового вычета по налоговой декларации.

Примененный налоговый вычет за 4 квартал в сумме 9660 руб., превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса, который составляет 0 руб.

В результате занижение единого социального налога составило 9660 руб.

По результатам налоговой проверки заявителем вынесено решение от 28.05.2004 N 847 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату единого социального налога за 2003 г. в виде штрафа в сумме 1932 руб.

Требование об уплате штрафа отправлено заказным письмом и получено учреждением, срок исполнения требования истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.

Заявитель в соответствии со ст. 104 НК РФ просил взыскать с учреждения 1932 руб. налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Учреждением при исчислении единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2003 г., согласно налоговой декларации, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 19320 руб.

Сумма вычета за 4
квартал 2003 г. составила 9660 руб., сумма фактически уплаченного страхового взноса за 4 квартал 2003 г. составила 0 руб.

Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на 9660 рублей.

Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2003 г., в сумме 9660 рублей и привлек учреждение к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1932 руб.

Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления
денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму
произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного учреждение было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца
следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.

Правильность определения учреждением суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), поэтому несвоевременная уплата правильно исчисленного и указанного в налоговой декларации налога не содержит в себе состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Как видно из материалов дела, исчисленная учреждением сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции МНС РФ N 15 по Иркутской области о взыскании с закрытого акционерного общества “Росспецстрой“ 1932 руб. налоговой санкции следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции МНС РФ N 15 по Иркутской области о взыскании с закрытого акционерного общества “Росспецстрой“ 1932 руб. налоговой санкции отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ