Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2004 по делу N А19-15603/04-50 Суд удовлетворил требование налогового органа о взыскании налоговых санкций за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, в привлечении к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога - отказал, поскольку данных о занижении ответчиком налоговой базы по указанному налогу в материалах дела не имеется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 1 декабря 2004 г. Дело N А19-15603/04-50“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Буяновера П.И.,

судей: Сорока Т.Г., Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,

при участии:

от заявителя: Шашловой С.В., специалиста (доверенность от 03.06.2004 N 11-02),

от ответчика: Бутаковой О.А. (доверенность от 12.10.2004 N 10),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Станция юных техников“ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.09.2004 по делу N А19-15603/04-50, принятое Поздняковой Н.Г. по заявлению Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 18 по Иркутской области к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей “Станция юных техников“
о взыскании 40594 рублей 60 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС Российской Федерации N 18 по Иркутской области (МИМНС РФ N 18, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей “Станция юных техников“ (МОУ ДОД “Станция юных техников“, учреждение) о взыскании 40594 рублей 60 копеек, составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.09.2004 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, МОУ ДОД “Станция юных техников“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с МОУ ДОД “Станция юных техников“ налоговой санкции за неуплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога, зачисляемого в доли федерального бюджета, за 2002 год в размере 40427 рублей.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что учреждение вправе было производить вычеты из суммы единого социального налога суммы страховых взносов, начисленных за тот же период.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель налогового органа с доводами жалобы не согласен, считает принятое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 18 на основании решения налогового органа N 03-38 от 24.02.2004 была проведена выездная налоговая проверка МОУ ДОД “Станция юных техников“ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по результатам
которой был составлен акт N 02-02 от 16.03.2004.

На основании акта налоговым органом было вынесено решение N 02-206 от 12.04.2004 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (за неуплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога, зачисляемого в доли федерального бюджета за 2002 год), в виде штрафа в размере 40427 рублей, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц), в виде штрафа в размере 167 рублей 60 копеек.

Требованием налогового органа N 1077 от 12.04.2004 налогоплательщику было предложено в срок до 22.04.2004 уплатить сумму налоговых санкций.

В добровольном порядке налогоплательщиком требование не исполнено, что послужило основанием для обращения МИМНС РФ N 18 в суд с заявлением о взыскании суммы налоговых санкций в судебном порядке.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным, поскольку подтверждено материалами дела.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 настоящего Кодекса МОУ ДОД “Станция юных техников“ является налогоплательщиком единого социального налога.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых
платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня,
установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что учреждением в 2002 году занижена сумма единого социального налога в федеральный бюджет вследствие того, что сумма примененного учреждением налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за указанный период, тем самым допущена неполная уплата единого социального налога в федеральный бюджет за 2002 год в сумме 202135 рублей.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены меры налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия).

Федеральными законами от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ и от 31.12.2002 N 196-ФЗ “О внесении изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации“ пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем 4 следующего содержания: “В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму
фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу“.

Апелляционная инстанция считает, что положения абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться к правоотношениям по уплате ЕСН за 2002 год, поскольку в Законе N 198-ФЗ прямо предусмотрено вступление в силу положений о признании занижением суммы налога в случае превышения сумм примененного налогового вычета над суммами фактически уплаченных страховых взносов с 01.01.2003.

Федеральным законом от 31.12.2002 N 196-ФЗ была лишь создана новая редакция абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации: в ней занижением суммы налога признавалось превышение ежемесячного налогового вычета над суммой уплаченных авансовых платежей, тогда как в прежней редакции занижением суммы налога признавалось превышение вычета над суммой авансовых платежей по результатам отчетного (налогового) периода, то есть первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года (статья 240 настоящего Кодекса).

Помимо этого, как следует из буквального содержания абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Вместе с тем, согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых
взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Правомерность исчисления учреждением суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год налоговый орган не ставит под сомнение. Данных о занижении ответчиком налоговой базы по ЕСН, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов в 2002 году, налоговым органом не представлено и в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

При этом, согласно пункту 6 статьи 108 настоящего Кодекса, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Указанных действий учреждение в 2002 году не совершало, поскольку предъявление к вычету сумм начисленных налогоплательщиком страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование при их неуплате не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявленных налоговым органом требований о взыскании штрафа в сумме 40427 рублей следует отказать.

Выводы суда первой инстанции о том, что налогоплательщик за нарушения вышеперечисленных норм правильно был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 настоящего Кодекса (за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению
в бюджет налоговым агентом), в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению, - 167 рублей 60 копеек, являются обоснованными, поскольку подтверждены материалами дела.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, а именно неприменение закона, подлежащего применению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2004 по делу N А19-15603/04-50 изменить.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Станция юных техников“, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 9 квартал, 4, зарегистрированного Шелеховской городской администрацией 04.11.1995 N 1369, налоговые санкции в размере 167 рублей 60 копеек с зачислением в соответствующие бюджеты и госпошлину в доход федерального бюджета (50 рублей).

В остальной части иска отказать.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

П.И.БУЯНОВЕР

Судьи:

Т.Г.СОРОКА

И.П.ДЯГИЛЕВА