Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2004 по делу N А19-16511/04-15 Суд правомерно отказал во взыскании штрафа за неполную уплату единого социального налога, поскольку налогоплательщик вправе производить налоговые вычеты из суммы данного налога сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 24 ноября 2004 г. Дело N А19-16511/04-15“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Сорока Т.Г.,

судей: Дягилевой И.П., Белоножко Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сорока Т.Г.,

при участии в заседании:

от МИМНС Российской Федерации N 16 по Иркутской области: не явился,

от ООО “Ленлес“: не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС Российской Федерации N 16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.09.2004 по делу N А19-16511/04-15 по заявлению МИМНС Российской Федерации N 16 по Иркутской области к ООО “Ленлес“ о взыскании 72736 рублей, принятое Луньковым М.В.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 16 по Иркутской
области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Ленлес“ (далее - ООО “Ленлес“, общество) 72736 руб., составляющих сумму штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Решением суда первой инстанции от 07.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.

МИМНС Российской Федерации N 16 по Иркутской области подана апелляционная жалоба. Заявитель настаивает на отмене судебного акта, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Стороны, извещенные о месте и времени судебного заседания в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (увед. N 78583, 78582 от 21.10.2004) в заседание суда своих представителей не направили.

МИМНС Российской Федерации просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

ООО “Ленлес“ отзыв на апелляционную жалобу не представило, ходатайство не заявлено.

Дело рассматривается на основании ст.ст. 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО “Ленлес“ (далее по тексту - общество) зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Казачинско-Ленского района Иркутской области 14.02.2000, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

МИМНС РФ N 16 по Иркутской области проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком допущено занижение единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 г., в размере 363679 руб. в результате неправомерного применения налогового вычета в виде суммы страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, которые обществом фактически не уплачивались.

По результатам налоговой проверки заявителем вынесено решение от 18.05.2004 N 10-565к/11525 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату единого социального налога за 2003 г. в виде штрафа в сумме 72736 руб. (363679 руб. x 20%).

Требованием от 20.05.2004 N 447, направленным в адрес общества заказным письмом, налогоплательщику предложено уплатить штраф в добровольном порядке в десятидневный срок.

Неуплата штрафа послужила основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением в соответствии со ст. 104 НК Российской Федерации о взыскании с ООО “Ленлес“ 72736 руб.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции обоснованным.

Из представленных документов следует, что обществом при расчете единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2003 г., применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 363679 руб., при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование обществом не уплачивались.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ сумма неуплаченных страховых взносов признается занижением суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 г.

Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2003 г., в сумме 363679 руб. и привлек общество к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 72736 руб.

Вместе с тем, как
установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой
страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода
по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного общество было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде за который произведены вычеты.

Правильность определения обществом суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговым органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации, не усматривается.

Пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возложена на налоговые органы.

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности
за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 07.09.2004 следует признать законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.09.2004 по делу А19-16511/04-15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.Г.СОРОКА

Судьи:

И.П.ДЯГИЛЕВА

Т.В.БЕЛОНОЖКО