Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.2004, 02.11.2004 по делу N А19-17458/04-12 Суд взыскал штрафные санкции за задержку вагонов, находящихся под погрузкой - выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, поскольку факт суточной задержки вагонов после истечения технологического времени их оборота подтверждается представленными истцом ведомостями подачи и уборки вагонов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

9 ноября 2004 г. Дело N А19-17458/04-12резолютивная часть объявлена 2 ноября 2004 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Фаворовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фаворовой Т.Л.,

при участии:

от истца: Синициной Е.В. (доверенность от 05.01.2004), юриста (удостоверение N Б-000240), Рандиной Т.А. (доверенность от 05.01.2004), зам. начальника отдела,

от ответчика: Ильгнерова А.А. (доверенность N 674 от 28.09.2004), юриста,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “РЖД“ ф-л ВСЖД к ОАО “В-Сибпромтранс“ о взыскании 246000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании с ОАО “В-Сибпромтранс“ 246000 руб. штрафа (ст. 99 УЖТ РФ).

Ответчик иск не признал, так как считает, что
согласно ст. 99 УЖТ РФ ответственность за задержку вагонов, находящихся под погрузкой - выгрузкой в местах общего и необщего пользования, в том числе на ж/д путях необщего пользования, должна применяться только к грузовладельцу, независимо от того, выполняются грузовые операции собственными силами или с привлечением сторонних подрядных организаций или физических лиц, поскольку заявки на вагоны подают грузовладельцы и именно они являются пользователями вагонов. По мнению ответчика, он осуществляет лишь подачу и уборку вагонов.

Также ответчик считает, что расчет штрафов согласно п. 7 “Правил оформления и взыскания штрафов“, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43, производится по ведомостям подачи - уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами. Ведомости подачи - уборки вагонов, составленные на основании памяток приемосдатчика, в том числе за ноябрь 2003 года, по которым истец произвел начисление штрафа, не содержат указания о времени начала и окончания грузовых операций, а отражают только время передачи вагонов на п/путь для дальнейшей перевозки, подачи грузовладельцам под погрузку - выгрузку и возврата с п/пути, в связи с чем невозможно определить время фактического нахождения вагонов под грузовыми операциями и, как следствие, установить факт того, имела ли место задержка вагонов под грузовыми операциями, т.е. штрафы предъявлены истцом за ноябрь 2003 года без учета времени на совершение грузовых операций грузовладельцами.

Также, по мнению ответчика, согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности сторон за задержку подачи вагонов, должны удостоверяться составленными в установленном порядке коммерческими актами, актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках
грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов ж/д транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ N 43 от 18.06.2003, Указаниями МПС РФ от 17.11.1998 N И-1313у. Ответчик считает, что акты общей формы не составлялись, в связи с чем обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания штрафов, не установлены и, как следствие, у истца отсутствуют основания для возложения на ОАО “В-Сибпромтранс“ (ф-л Ангарское ППЖТ) ответственности.

Дело рассматривается в суде по имеющимся материалам (ст. 156 АПК РФ).

Изучив представленные документы, суд установил, что 09.12.1994 между ФГУП “ВСЖД“ и ОАО “Восточно-Сибирский железнодорожный промышленный транспорт“ (ветвевладелец) был заключен договор N 5/94 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Китой-Комбинатская ВСЖД (указанный договор является действующим до даты разработки и вступления в действие нового договора) (телеграмма N 6316/Д-9а от 19.01.1998).

Эксплуатация принадлежащего владельцу - ОАО “В-Сибпромтранс“ железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Китой-Комбинатская ВСЖД, осуществлялась сторонами на условиях договора.

Параграфами 3, 4, 5 договора было предусмотрено, что передача вагонов владельцу от дороги производится на подъездном пути ветвевладельца локомотивом дороги с интервалом времени в зависимости от наименования груза.

Параграфом 6 договора установлено, что приемосдаточные операции с вагонами при их передаче со станции Китой-Комбинатская ветвевладельцу и обратно производятся на путях станции Китой-Комбинатская приемосдатчиками, осмотрщиками вагонов дороги и ветвевладельца.

Натурный лист подписывается приемосдатчиками обеих сторон с указанием времени зачисления вагонов на ответственный простой ветвевладельца.

Параграфом 7 договора установлены сроки оборота вагонов для ветвевладельца: для вагонов с одной или двумя грузовыми операциями для ветвевладельца в железнодорожном узле по примыканию к станции Китой-Комбинатская - 34 часа.

Истец считает, что ответчик
на основании ст.ст. 62, 99 Устава ЖТ РФ обязан оплатить штраф за пользование вагонами, а именно за их задержку сверх предусмотренного для взимания платы времени, что составило по ведомостям подачи и уборки вагонов: N 116908 (вагон N 44324770, 63799373, 65095127), N 116907 (вагон N 65527137, 63634547, 435983309, 42703009, 44418150), N 11879 (вагон N 26387696, 42133538), N 116906 (вагон N 44445914, 63714778, 65160905, 44626315), N 116904 (вагон N 63582803, 44147247, 64205834, 44061422, 43778067), N 115903 (вагон N 22745640, 60663341, 63004279, 61158002, 67368803, 24475550, 21374418), N 115902 (вагон N 43451517, 44114076, 42879064), N 115901 (вагон N 67073452), N 115898 (вагон N 44972339), N 115897 (вагон 42558916, 42916353), N 114895 (вагон N 24094062, 62594825), N 114893 (вагон N 73512055), N 114894 (вагон N 46051009), N 114892 (вагон N 65596538, 68773902), N 113890 (вагон N 60907128), N 113887 (вагон N 44656023, 42443655), N 112884 (вагон N 43643600), N 111876 (вагон N 60020146), N 112883 (вагон N 61563615) в ноябре 2003 г., подписанным ответчиком, сумму - 246000 руб.

Суд считает требования истца обоснованными.

Ст. 62 УЖТ РФ предусматривает, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 УЖТ РФ.

В соответствии с частью второй ст. 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, более чем
на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы.

Ответчик является владельцем железнодорожных путей необщего пользования, что подтверждается договором от 09.12.1994.

Задержка вагонов произошла свыше сроков оборота, установленных договором от 09.12.1994 с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.

Плата за пользование вагонами, контейнерами владельцами подъездных путей необщего пользования вносится за время, включающее технологический срок оборота вагонов, контейнеров (34 часа) плюс 24 часа.

Сверх этого времени взимается штраф за задержку вагонов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а не Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Задержка вагонов сверх предусмотренного для взимания платы времени подтверждена ведомостями подачи и уборки вагонов за ноябрь месяц 2003 года: N 116908 (вагон N 44324770, 63799373, 65095127), N 116907 (вагон N 65527137, 63634547, 435983309, 42703009, 44418150), N 11879 (вагон N 26387696, 42133538), N 116906 (вагон N 44445914, 63714778, 65160905, 44626315), N 116904 (вагон N 63582803, 44147247, 64205834, 44061422, 43778067), N 115903 (вагон N 22745640, 60663341, 63004279, 61158002, 67368803, 24475550, 21374418), N 115902 (вагон N 43451517, 44114076, 42879064), N 115901 (вагон N 67073452), N 115898 (вагон N 44972339), N 115897 (вагон 42558916, 42916353), N 114895 (вагон N 24094062, 62594825), N 114893 (вагон N 73512055), N 114894 (вагон N 46051009), N 114892 (вагон N 65596538, 68773902), N 113890 (вагон 60907128), N 113887 (вагон N 44656023, 42443655), N 112884 (вагон N 43643600), N 111876 (вагон N 60020146), N 112883 (вагон N 61563615). За указанную
задержку вагонов истцом начислен ответчику штраф в размере 246000 руб. (ст. 99 АПК РФ).

Расчет штрафа, произведенный истцом, ответчиком не оспорен (ст. 65 АПК РФ).

На день рассмотрения спора в суде штраф ответчиком не оплачен, иное им не доказано (ст. 65 АПК РФ).

Доводы ответчика о том, что ответственность за спорное правонарушение должны нести организации - грузоотправители и грузополучатели, несостоятельны.

Статьей 62 УЖТ РФ ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах необщего пользования, в случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, и при наличии заключенного с перевозчиком договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, возлагается на ветвевладельцев.

Утверждения ответчика о том, что объективную сторону данного правонарушения составляет время нахождения вагонов под грузовыми операциями, а не сроки подачи уборки вагонов, не соответствуют закону, а именно положениям ст. 62 УЖТ РФ и условиям договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, где предусмотрено, что плата (а в случае просрочки и штраф) за пользование вагонами исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути, а не с момента начала - окончания грузовых операций.

Кроме того, суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что факт задержки вагонов должен подтверждаться исключительно актами общей формы. Утвержденные приказами МПС РФ “Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом“, раздел 3, как в новой, так и в старой редакции не предусматривают обязанность удостоверения данных фактов актами общей формы. Более того, согласно п. 7 “Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом“ расчет штрафов в
настоящем случае производится по ведомостям подачи и уборки вагонов.

На основании изложенного суд считает требования истца по взысканию с ответчика штрафа за задержку вагонов обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 246000 руб., согласно ст.ст. 307 - 310, 784, 793 ГК РФ, ст.ст. 62, 99 УЖТ РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 110 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО “В-Сибпромтранс“ (Ангарское ППЖТ - филиал ОАО “В-Сибпромтранс“) в пользу ОАО “РЖД“ (филиал Восточно-Сибирская железная дорога) 246000 руб. - штрафа, 6520 руб. - расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца с момента принятия.

По вступлении решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Судья

Т.Л.ФАВОРОВА