Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.11.2004 по делу N А19-23904/04-20 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога, исходя из того, что налогоплательщиком правомерно произведены налоговые вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 ноября 2004 г. Дело N А19-23904/04-20“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьянова О.П.,

при участии в заседании:

от заявителя - не явился,

от ответчика - не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Иркутской области о взыскании с МУП “Тайшеттеплоэнерго“ налоговых санкций в размере 228824 руб. 96 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 5 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с МУП “Тайшеттеплоэнерго“ налоговой санкции в размере 228824 руб. 96 коп. за нарушение законодательства о налогах
и сборах.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

МУП “Тайшеттеплоэнерго“ в заседание суда не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в представленном отзыве с требованиями не согласилось, просило в удовлетворении требований отказать.

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал следующее.

МУП “Тайшеттеплоэнерго“ (далее по тексту - предприятие) зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Тайшетского района Иркутской области 10.09.1998, свидетельство о государственной регистрации N 004-113.

МИМНС РФ N 5 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведений, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком допущено занижение единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, за 2003 г. в сумме 1144124 руб. 84 коп. в результате завышения примененного налогового вычета по налоговой декларации.

Примененный налоговый вычет в сумме 1144124 руб. 84 коп. превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса в сумме 0 руб. 00 коп.

В результате занижение единого социального налога составило 1144124 руб. 84 коп. (1144124 руб. 84 коп. - 0 руб. 00 коп.).

По результатам налоговой проверки заявителем вынесено решение от 26.05.2004 N 03-542 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату
единого социального налога за 2003 г. в виде штрафа в сумме 228824 руб. 96 коп (1144124 руб. 84 коп. x 20%).

Требование от 31.05.2004 N 483 об уплате направлено почтой, срок исполнения требования истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.

Заявитель в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просил взыскать с предприятия 228824 руб. 96 коп. налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах в судебном порядке.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы конкурсного управляющего кооператива, изложенные в представленном отзыве, о том, что с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования кредиторов могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Статьями 1, 2 Налогового кодекса РФ установлено, что властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.

Названная норма императивна и является специальной нормой по отношению к нормам, установленным ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Пунктом 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявить налогоплательщику требование по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом
решения о принудительном их взыскании с налогоплательщика.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Предприятием при исчислении единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2003 г., согласно налоговой декларации, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1144124 руб. 84 коп.

Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2003 г. составила 0 руб. 00 коп.

Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на 1144124 руб. 84 коп.

Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, за 2003 г. в сумме 1144124 руб. 84 коп. и привлек предприятие к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 228824 руб. 96 коп.

Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного
периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с
законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за
который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного предприятие было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.

Правильность определения предприятием суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Как видно из материалов дела, исчисленная предприятием сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически не уплачена в бюджет, т.е. речь может идти только о неуплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.

Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ