Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.08.2004, 26.07.2004 по делу N А19-2601/04-5 Суд удовлетворил требование налогового органа о взыскании задолженности по НДС, пени и штрафных санкций, поскольку ответчик не исчислил и не уплатил налог на добавленную стоимость с авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 августа 2004 г. - изготовлено Дело N А19-2601/04-526 июля 2004 г. - оглашено “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании:

от заявителя: Шашловой С.В., доверенность N 11-02 от 03.06.2004,

от ответчика: Прядохиной Т.М., ан Слюдянским РОВД Иркутской области от 05.12.2002,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции МНС по Слюдянскому району Иркутской области (ныне МИМНС РФ N 18 по Иркутской области) к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 703950 рублей 40 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 18 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с
требованием о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 703950 рублей 40 копеек, составляющих сумму задолженности по налогу, пени и штрафных санкции.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Прядохиной Г.И. по вопросу соблюдения законодательства за период 13.04.2000 по 31.12.2001, в ходе которой установлена неуплата налога на добавленную стоимость в размере 409377 рублей 00 копеек в результате неуплаты авансовых платежей за 2001 г., поступивших в счет предстоящих поставок.

Данные проверки оформлены актом выездной налоговой проверки N 03/02-61-88 от 08.09.2003. По материалам выездной налоговой проверки, руководителем Межрайонной инспекции принято решение N 03-02-60-86/673 от 29.09.2003 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 64105 рублей. Также налогоплательщику предложено уплатить пени в сумме 212698 рублей.

Налоговый орган обратился за взысканием с предпринимателя Прядохиной Г.И. 703950 рублей 40 копеек, в том числе: 409377 рублей 00 копеек - задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени - 212698 рублей, штраф - 81875 рублей.

Решение в установленном законом порядке налогоплательщиком не оспорено.

Требования об уплате налоговых санкций, пени и налога направлены предпринимателю по почте, срок исполнения истек, однако денежные средства в бюджет не уплачены.

Суд, исследовав представленные материалы, заслушав пояснения представителей сторон, полагает, что требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ предприниматель Прядохина Г.И. является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Как следует из решения налогового органа, в 2001 г. предприниматель Прядохина Г.И. осуществляла реализацию леса за пределами территории Российской Федерации по контрактам CEETH-2000/0090 от 12.03.2001 с Маньчжурской
компанией при внешнеторгово-экономической компании Хулунбайского аймака АРВМ КНР, HETMC-AX-02 от 30.11.2001 с Китайской внешнеторговой компанией “Чжень Бэй“, PLZB-002-2001 от 13.06.2001 с торгово-экономической компанией “Сян ФА“, MCF-L2887-03-2001 от 16.05.2001 с Эрляньхаотэской международной экономико-технологической сотруднической компанией КНР, что подтверждается выписками банка, подтверждающими фактическое поступление выручки от иностранного партнера - покупателя указанной лесопродукции, контрактами с иностранными партнерами на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, грузовыми таможенными декларациями с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта.

Исчисление и перечисление налога на добавленную стоимость за проверяемый период не производилось, к возмещению из бюджета заявлено не было.

В нарушение п. 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком не предъявлен пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 дней с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товара в таможенном режиме экспорта за отгруженный товар по контракту CEETH - 2000/00900 от 12.03.2001 на сумму авансового платежа 48571,51 доллара США, в том числе:

за апрель 2001 года на сумму 15121,00 доллара США (15121 x 28,74 = 434577,54 руб.);

за май 2001 года - 20985,00 доллара США (20985 x 29,02 = 608984,70 руб.);

за декабрь 2001 года - 12465,51 доллара США (12465,51 x 29,90 = 372718,75 руб.).

Фактурная стоимость отгруженных товаров за 2001 год по контракту CEETH-2000/00900 от 12.03.2001 составила 17721,91 доллара США, в том числе:

За май 2001 года на сумму 3557,58 доллара США (3557,58 x 29,10 = 103525,58 руб.):

106371,64 x 20% = 21274,00 руб.

За июнь 2001 года на сумму 14164,33 доллара США ,в том числе:

3491,80 x 29,16 = 101820,89 руб.;

3517,60 x 29,13
= 102467,69 руб.;

3528,49 x 29,12 = 102749,63 руб.;

3626,44 x 29,05 = 105348,08 руб.

Итого: 412386,29 руб. x 20% = 82477,00 руб.

Разница в курсе валюты по отгрузке составила в сумме 18742,00 руб. по контракту HETMC-AX-02 от 24.09.2001 на сумму авансового платежа за ноябрь 2001 года 7979 долларов США (7979,00 x 29,70 = 236976,30 руб.), по контракту RLZB-002-2001 от 13.06.2001 на сумму авансового платежа 14127,14, в том числе:

за июнь 2001 года 9985,00 доллара США (9985,00 x 29,12 = 290763,20 руб.);

за август 2001 года 4142,14 доллара США (4142,14 x 29,37 = 121654,65 руб.);

по контракту MCF-L2887-03-2001 от 15.05.2001 на сумму авансового платежа 9457,20 доллара США, в том числе:

за август 2001 года 7977,20 доллара США (7977,20 x 29,36 = 234210,59 руб.);

за ноябрь 2001 года 1480,00 доллара США (1480,00 x 29,68 = 43926,40 руб.).

Исходя из вышеизложенного налоговый орган полагает, что у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость по авансовым платежам за 2001 год, поступающим в счет предстоящих поставок леса в указанных суммах.

В соответствии с п. 2 статьи 163 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Следовательно, и определение природы поступивших денежных средств следует осуществлять по итогам налогового периода (квартала).

Согласно п. 1 ст. 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 “Налог на добавленную стоимость“ НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Сумма
налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Налогового кодекса РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ дата реализации товаров, работ, услуг (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) или момент определения налоговой базы (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.

При этом данное правило не применяется в отношении товаров, реализуемых в таможенном режиме экспорта и подлежащих обложению НДС по ставке 0 процентов.

В данном случае п. 9 ст. 167 НК РФ определен специальный порядок
определения даты возникновения налогооблагаемой базы - последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, либо 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита (в случае, если налогоплательщиком не представлен в 180-дневный срок соответствующий пакет документов).

В последнем случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, а также выполнение работ (оказание услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров, указанные операции по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов (п. 9 ст. 165 НК РФ). Иных сроков исчисления и уплаты налога при реализации товаров в таможенном режиме экспорта главой 21 НК РФ не предусмотрено.

Исключением изданного правила являются положения подпункта 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которым налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (за исключением платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев), которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставкам 10 и 20 процентов и подлежат вычету после представления в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов (п. 8 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

На основании представленных сторонами документов судом установлено, что
согласно ведомости банковского контроля за сентябрь в 2001 г. поступили платежи в счет будущих поставок по следующему контракту:

1. CEETH-2000/0090 от 12.03.2001 с Маньчжурской компанией при Внешнеторгово-экономической компании Хулунбайского аймака АРВМ КНР.

По данному контракту поступил платеж на сумму 1043563 рублей, при этом в во 2 квартале 2001 г. отгружено на сумму 410565 рублей;

по ГТД 02401/300501/0000293 на сумму 3557,58 долл. (103526 рублей);

по ГТД 02401/080601/0000310 на сумму 3491,80 долл. (101821 рублей);

по ГТД 02401/090601/0000315 на сумму 3517,60 долл. (102468 рублей);

по ГТД 02401/140601/0000329 на сумму 3528,49 долл. (102750 рублей);

по ГТД 02401/190601/0000345 на сумму 3626,44 долл. (105348 рублей).

Следовательно, указанная разница в размере 632998 рублей является авансовым платежом, налог на добавленную стоимость с авансовых платежей составил 87942 рубля 00 копеек. Так как налогоплательщиком налог на добавленную стоимость не был исчислен и уплачен, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 2985 рублей 70 копеек. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 17588 рублей (87942 рубля x 20%).

В 3 квартале 2001 г. отгружено товара в счет ранее поступившего платежа на сумму 619429 рублей, в том числе:

по ГТД 02410/110901/0000519 на сумму 3971,94 долл. (116894 рубля);

по ГТД 02410/191001/0000617 на сумму 8417,16 долл. (249400 рублей);

по ГТД 02410/051101/0000632 на сумму 8514,48 долл. (253135 рублей).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 2985 рублей 00 копеек.

В 4 квартале 2001 г. налогоплательщику поступили денежные средства в размере 448052 рублей, отгрузки не производилось.

Итого общая сумма начисленных пени по указанному контракту составила 6868 рублей 20 копеек, сумма штрафных
санкций - 17588 рублей.

2. HETMC-AX-02 от 30.11.2001.

Согласно ведомости банковского контроля поступила валютная выручка в размере 236976 рублей, отгружено товара на экспорт в том же налоговом периоде на сумму 140787 рублей, разница 96189 рублей признается авансом, так как налогоплательщиком налог на добавленную стоимость в сумме 16031 рубля не был исчислен и уплачен, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 5303 рублей 13 копеек. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3206 рублей 20 копеек.

3. PLZB-002-2001 от 13.06.2001.

Согласно ведомости банковского контроля на счет предпринимателя во втором квартале 2001 г. поступила выручка в размере 290763 рублей, отгрузки в данном периоде не было, следовательно, указанная сумма является авансом. В связи с тем, что налогоплательщиком налог на добавленную стоимость в размере 48461 рубля не был исчислен и уплачен, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 945 рублей 50 копеек. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 9692 рублей.

В третьем квартале 2001 г. поступили денежные средства в размере 121655 рублей, отгрузки в данном квартале всего по контракту осуществлено на сумму 347069 рублей. Сумма в размере 65349 рублей признается авансовым платежом, в связи с тем, что налогоплательщиком налог на добавленную стоимость в размере 10892 рублей не был исчислен и уплачен, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 1542 рублей 41 копейки. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде
штрафа в размере 2178 рублей 40 копеек.

Итого общая сумма начисленных пени по указанному контракту составила 6235 рублей 81 копейку, сумма штрафных санкций - 11870 рублей 60 копеек.

4. MCF-L2887-03-2001 от 16.05.2001.

По данному контракту в третьем квартале 2001 г. поступил платеж на сумму 234211 рублей, отгружено товара на экспорт в 3 квартале на сумму 141673 рублей, по ГТД 02410/051001/0000587 - на сумму 4802,48 долл. (141673 рубля).

Так как налогоплательщиком налог на добавленную стоимость в сумме 15423 рублей с оставшегося аванса не был исчислен и уплачен, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 7491 рубля 1 копейки. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3084 рублей 60 копеек.

В четвертом квартале 2001 г. предпринимателем получены денежные средства в счет предстоящих поставок в сумме 43926 рублей, отгрузки не производилось.

Поскольку налогоплательщиком не исчислен и не уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 7321 рубля с аванса по данному контракту за указанный квартал, налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 2421 рубля 60 копеек. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1464 рублей 20 копеек.

Итого общая сумма начисленных пени по указанному контракту составила 9912 рублей 61 копейку, сумма штрафных санкций - 4548 рублей 80 копеек.

Вместе с тем налоговым органом в мотивированном заключении от 19.03.2004 подтверждена обоснованность применения ответчиком ставки 0 процентов по всем указанным выше контрактам. Отгрузка на экспорт товара осуществлена на всю сумму поступившей экспортной выручки. Следовательно, налогоплательщик вправе
был возвратить налог на добавленную стоимость, который обязан был исчислить с поступивших авансов в указанных выше размерах. Но поскольку им не исчислялись указанные суммы и не уплачивались, то налоговый орган в заключении от 19.03.2004 обоснованно отказал в возмещении налога на добавленную стоимость с авансов. То есть у ответчика отсутствует сумма НДС по указанным контрактам, подлежащая ко взысканию.

Всего надлежит взыскать с ответчика 65533 рубля 35 копеек, в том числе: 28319 рублей 75 копеек - пени, 37213 рублей 60 копеек - налоговые санкции.

В удовлетворении остальной части заявленных требовании следует отказать.

Правильность расчета пени и штрафа в указанных размерах подтверждается техническим расчетом, представленным налоговым органом.

В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой при подаче иска в суд истец освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Ф.И.О. проживающей по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, п. Култук, ул. Октябрьская, 3, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Слюдянского района 29.01.2001, свидетельство N 4080, - 65533 рубля 35 копеек, в том числе: 28319 рублей 75 копеек - пени, 37213 рублей 60 копеек - налоговые санкции с зачислением в соответствующие бюджеты, и в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2566 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.О.ШУЛЬГА