Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 13.07.2004 по делу N А19-20554/03-31 Суд правомерно удовлетворил исковое заявление о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения, поскольку неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 13 июля 2004 г. Дело N А19-20554/03-31“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Архипенко А.А.,

судей: Матининой Л.Н., Белоножко Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,

при участии:

от истца: Шалдеевой С.И., юриста (дов. от 12.04.2004), Крупиной А.В., юриста (дов. от 14.01.2004 N 05/2004),

от ответчика: Шишлова А.В., юриста (дов. от 05.01.2004),

от третьих лиц:

администрации Ангарского муниципального образования - Шафир А.В., юриста (дов. от 30.12.2003),

Главного управления социальной защиты населения администрации ИО - Гавриленко Н.С., юриста (дов. от 31.03.2004 N 09-3015),

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного финансового управления Иркутской области и Главного управления социальной защиты населения Иркутской области на решение
Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2004 по делу N А19-20554/03-31, принятое судьей Ушаковой Л.В. по иску ООО “Ангарская теплосбытовая компания“ к Главному финансовому управлению Иркутской области (третьи лица: администрация Ангарского муниципального образования, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области) о взыскании 8941263 руб. 59 коп.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Ангарская теплосбытовая компания“ открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ (далее - ООО “АТСК“) обратилось к администрации Ангарского муниципального образования, третье лицо - Финансовое управление администрации Иркутской области, с требованием о взыскании 25000 рублей, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в январе - сентябре 2003 года льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения, обязанность уплаты которых предусмотрена договором от 14.05.2003 N 28.

До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в возмещение расходов, понесенных им в связи с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии, в части, в которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являющихся убытками в сумме 25000 руб.

Определением от 09.02.2004 по делу N А19-20554/03-31 произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Ангарского муниципального образования на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления администрации Иркутской области, администрация Ангарского муниципального образования привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Заявлением от 15.03.2004 истец увеличил сумму иска до 8941263 руб. 59 коп.

Определением от 01.04.2004 по делу N А19-20554/03-31 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской
области.

Решением от 06.05.2004 по делу N А19-20554/03-31 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах заявитель ставит вопрос о проверке законности принятого судебного акта с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, неполным выяснением судом имеющих значение для дела обстоятельств. По мнению заявителя жалобы - Главного финансового управления Иркутской области, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства, а не гражданского, как посчитал суд первой инстанции; истцом не доказана заявленная сумма исковых требований.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “АТСК“ предоставляло ветеранам войны и труда, проживающим на территории Ангарского муниципального образования, в январе - сентябре 2003 года предусмотренные ст.ст. 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“ льготы по оплате тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в размере 50% от тарифа.

Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.

В силе ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту “б“ п. 2 ст. 10 этого Закона расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам (независимо от вида жилищного фонда) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, понесенные ООО “АТСК“ расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг - тепловой энергии должны возмещаться за счет средств бюджета
Иркутской области.

Из имеющихся в материалах дела документов (справок-расчетов, отчета, счетов-фактур, актов сверки) (т. 1, л.д. 18 - 39, 102, 103) усматривается, что истец в январе - сентябре 2003 года предоставил льготы ветеранам по оплате тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) на сумму 17237921 руб. 87 коп.

Ответчик частично возместил истцу в 2003 году сумму 8296658 руб. 28 коп. (т. 1, л.д. 40 - 43, 108 - 110).

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Следовательно, истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (п. 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) стоимость оказанных услуг в размере 8941263 руб. 59 коп.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.

Таким образом, арбитражным судом обоснованно удовлетворены исковые требования ООО “АТСК“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг (тепловой энергии) за счет средств бюджета Иркутской области.

Доводы заявителя жалобы - Главного финансового управления Иркутской области о том, что возникшие между сторонами отношения регулируются нормами бюджетного законодательства, не обоснованны.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ к гражданским правоотношениям относятся отношения участников гражданского оборота, урегулированные нормами гражданского права.

Обязанность коммерческой организации оказать ветеранам коммунальные услуги по льготным ценам вытекает из норм гражданского законодательства,
вместе с тем, обязанность государства, его субъектов и муниципальных образований возместить стоимость этих услуг вытекает из норм публичного права.

Таким образом, отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением ветеранам войны и труда льгот по оплате коммунальных услуг (тепловой энергии), относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права, а не бюджетного, как считает заявитель жалобы.

Ссылки заявителей жалоб на недоказанность размера понесенных истцом расходов не состоятельны и опровергаются материалами дела, а именно: справками-расчетами, отчетами, актами сверок, списками граждан-льготников.

Кроме того, в соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“ полномочия по распределению поступающих из областного бюджета субсидий для компенсации предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, переданы главам муниципальных образований, в данном случае - Ангарскому муниципальному образованию.

В судебном заседании представитель администрации Ангарского муниципального образования подтвердил факт получения муниципальным образованием ежемесячных отчетов ООО “АТСК“ о предоставленных льготах ветеранам и суммах невозмещенных предприятию расходов, указанных в акте-сверке, подписанном и заверенном представителями ООО “АТСК“ и администрации Ангарского муниципального образования.

Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.

При таких обстоятельствах жалобы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.05.2004 по делу N А19-20554/03-31 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

А.А.АРХИПЕНКО

Судьи:

Л.Н.МАТИНИНА

Т.В.БЕЛОНОЖКО