Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2004 по делу N А19-3764/04-50 Суд удовлетворил заявление налогового органа о взыскании налоговых санкций за неуплату НДС, исходя из того, что налогоплательщиком допущены нарушения при составлении счетов-фактур, служащих основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2004 г. Дело N А19-3764/04-50“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Поздняковой Н.Г.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились,

от ответчика: не явились,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам РФ N 15 по Иркутской области к ООО “Фирма “Ока-лес“ о взыскании 22219 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 15 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ООО “Фирма “Ока-лес“ 22219 руб., составляющих сумму налоговых санкций за неуплату налога на добавленную стоимость за август 2003
г.

В последующем Межрайонная ИМНС РФ N 15 по Иркутской области подала ходатайство об уменьшении размера исковых требований в связи с изменением решения МИМНС N 15 по Иркутской области решением Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО, вынесенным по жалобе ответчика, просила взыскать с ответчика налоговые санкции за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 6595,80 руб., отказавшись от остальной части исковых требований.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика - ООО “Фирма “Ока-лес“ - в заседание суда не явился, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Согласно представленному мотивированному отзыву, с иском не согласен.

Дело рассматривается в порядке ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителей сторон.

Из представленных материалов следует, что ООО “Фирма “Ока-лес“ зарегистрировано в качестве юридического лица 28.11.2002 за государственным регистрационным номером 2023802314974.

Межрайонной ИМНС РФ N 15 по Иркутской области была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2003 г., в ходе которой установлено, что предприятием неправомерно произведены налоговые вычеты на сумму 256457 руб. По данным ООО “Фирма “Ока-лес“, сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к возмещению за данный налоговый период, составила 145363 руб. Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период, по данным налогоплательщика, составила 0 руб. Налоговой проверкой установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период, составила 111094 руб. (256457 руб. -
145363 руб.).

По результатам камеральной проверки Межрайонной инспекцией МНС РФ N 15 по Иркутской области вынесено решение N 10-04.1/239К от 01.12.2003 о привлечении ООО “Фирма “Ока-лес“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость: 111094 руб. x 20% = 22219 руб.

В соответствии со ст. 104 НК РФ заявителем представителю ответчика 09.12.2003 вручено требование N 107 об уплате налоговых санкций. Учитывая, что требование налогоплательщиком добровольно не исполнено, налоговый орган просит взыскать налоговые санкции в судебном порядке.

Не согласившись с решением налоговой инспекции от 01.12.2003 N 10-04.1/239К, ответчик 19.12.2003 подал жалобу на указанное решение в вышестоящий налоговый орган - Управление МНС РФ по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

По результатам жалобы ООО “Фирма “Ока-лес“ Управлением МНС РФ N 15 по Иркутской области и УОБАО вынесено решение от 06.02.2004 N 08-29/00076-35, которым решение МИМНС РФ N 15 по Иркутской области изменено: сумма штрафных санкций снижена до 6595,80 руб. в связи с тем, что МИМНС РФ N 15 по Иркутской области при наложении штрафных санкций необоснованно не учтена имевшаяся по состоянию на срок уплаты налога и сохранившаяся на момент вынесения решения переплата по налогу на добавленную стоимость в размере 78115 руб. и, соответственно, завышена сумма начисляемого штрафа.

В представленном отзыве ответчик - ООО “Фирма “Ока-лес“ - требования МИМНС РФ N 15 по Иркутской области не признал, указав, что решение от 01.12.2003 налоговым органом было вынесено с нарушением
ст.ст. 88, 101 НК РФ. А именно: в ходе камеральной проверки налоговый орган не сообщил ответчику о выявленных ошибках и не потребовал их исправления; не представил ответчику акт налоговой проверки, тем самым лишив его предоставляемых возможностей давать какие-либо объяснения, возражения по данному акту, а также права присутствовать при рассмотрении материалов проверки; не предоставил возможности привести доводы в свою защиту и, соответственно, не проводил их проверку. Первыми документами, полученными по итогам проверки, явились требования об уплате налоговых санкций, которые были получены 09.12.2003.

Также ответчик считает, что представленные им на проверку счета-фактуры N 20/17796 и 20/17795 от 24.08.2003, N 20/17435 и 20/17434 от 17.08.2003, N 20/17270 и 20/17269 от 14.08.2003 составлены в соответствии с требованиями подпункта 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, так как в данных счетах-фактурах строка “адрес покупателя“ не заполнена по той причине, что в данном случае покупателем и грузополучателем является фирма “Ока-лес“, сведения о которой представлены в полном объеме.

Ответчик считает необоснованными решение МИМНС РФ N 15 по Иркутской области от 01.12.2003 N 10-04.1/239К и решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 06.02.2004 N 08-29/00076-35, просит в иске отказать.

09.04.2004 Межрайонная ИМНС РФ N 15 по Иркутской области подала ходатайство об уменьшении размера исковых требований в связи с изменением решения от 01.12.2003 N 10-04.1/239К решением Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 06.02.2004 N 08-29/00076-35, просила взыскать с ответчика налоговые санкции за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 6595,80 руб.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст.
172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В подтверждение права на применение налоговых вычетов ответчиком представлены в налоговую инспекцию следующие счета-фактуры:

1) N 2166944/3800439 от 31.08.2003 на сумму 1279,38 руб., в том числе НДС 213,23 руб. (продавец ЗАО “Байкалвестком“);

2) N 2046838/3506212 от 31.07.2003 на сумму 2393,59 руб., в том числе НДС 398,93 руб. (продавец ЗАО “Байкалвестком“);

3) N 2162787/3706241 от 31.08.2003 на сумму 1393,57 руб., в том числе НДС 232,26 руб. (продавец ЗАО “Байкалвестком“);

4) N 3399 от 28.08.2003 на сумму 1600 руб., в том числе НДС 266,67 руб. (продавец ООО “МС-Компания-Трэйд“);

5) N 3400 от 28.08.2003 на сумму 1295 руб., в том числе НДС 215,83 руб. (продавец ООО “МС-Компания-Трэйд“);

6) N 20/17796 от 24.08.2003 на сумму 35416,86 руб., в том числе НДС 5028,73 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

7) N 20/17795 от 24.08.2003 на сумму 494274,53 руб., в том числе НДС 82379,09 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

8) N 20/17435 от 17.08.2003 на сумму 35026,65 руб., в том числе НДС 5029,5 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

9) N 20/17434 от 17.08.2003 на сумму 454788,79 руб., в том числе НДС 75798,13 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

10) N 20/17270 от 14.08.2003 на сумму 29255,01 руб., в том числе НДС 4003,73 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

11) N 20/17269 от 14.08.2003 на сумму 499242,61 руб., в том числе НДС 83207,1 руб. (продавец ООО “Торговый дом “ЮКОС-М“);

12) N 802 от 04.08.2003 на сумму 127,02 руб., в том
числе НДС 21,17 руб. (продавец ИП Паненкова О.И.).

Ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания).

Представленные налогоплательщиком вышеперечисленные счета-фактуры не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством, а именно:

- счета-фактуры N 2166944/3800439 от 31.08.2003, N 2046838/3506212 от 31.07.2003, N 2162787/3796241 от 31.08.2003 не содержат идентификационный номер покупателя, грузоотправителя и его адрес;

- в счетах-фактурах N 3399 и N 3400 от 28.08.2003 не содержится адресов покупателя и грузополучателя;

- в счетах-фактурах N 20/17796, N 20/17795 от 24.08.2003, N 20/17435, N 20/17434 от 17.08.2003, N 20/17270, N 20/17269 от 14.08.2003 не указан адрес покупателя;

- счет-фактура N 802 от 04.08.2003 не содержит сведений об идентификационном номере покупателя.

Общая сумма заявленных ответчиком налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам составила 256457 руб.

Право на применение налоговых вычетов и возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость
поставлено в зависимость от выполнения налогоплательщиком условий о представлении строго определенных документов, оформленных в установленном порядке.

В данном же случае требования законодательства налогоплательщиком соблюдены не были, поэтому налоговый орган обоснованно пришел к выводу о занижении налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, на сумму неправомерно заявленных налоговых вычетов по вышеперечисленным счетам-фактурам в размере 256457 руб. и вынес решение о начислении заниженных сумм налога в том же размере.

Кроме того, нормы главы 21 НК РФ не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке.

Суд считает необоснованным довод ответчика о том, что налоговым органом не выполнены требования ст. 88 НК РФ.

В соответствии с абз. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании, в том числе, счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Как указывалось выше, ООО “Ока-лес“ в обоснование налоговых вычетов представило ненадлежащим образом оформленные счета-фактуры, которые не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению, то есть не исполнило обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 172 НК РФ.

Законодатель возложил обязанность отслеживания правильности заполнения счетов-фактур на покупателя товаров (работ, услуг).

Неисполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей не может быть признано выявлением ошибок в заполнении документов или противоречиями между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Судом не может
быть принят во внимание и довод ответчика о нарушении налоговой инспекцией положений п. 1 ст. 101 НК РФ об обязанности налогового органа, в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки, рассматривать материалы проверки в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей, а также довод о том, что налоговый орган не представил налогоплательщику акт налоговой проверки, лишив его возможности давать объяснения и возражения по акту проверки, а также права присутствовать при рассмотрении материалов проверки, поскольку составление акта проверки налоговым законодательством предусмотрено только при оформлении результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ).

Таким образом, положения п. 1 ст. 101 НК РФ в части обязательности извещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения представленных им возражений и рассмотрения материалов проверки в присутствии налогоплательщика и (или) его представителей, явившихся по извещению налогового органа, подлежат применению только к случаям представления налогоплательщиком письменных пояснений или возражений по акту выездной налоговой проверки.

Кроме того, из смысла ст. 101 НК РФ не следует, что неизвещение налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Таким образом, в действиях налогоплательщика усматривается состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Решением Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 06.02.2004 N 08-29/00076-35 правомерно исчислена сумма налоговых санкций
за неуплату ООО “Фирма “Ока-лес“ налога на добавленную стоимость за август 2003 г. в сумме 6595,80 руб.

С учетом имевшейся по состоянию на срок уплаты налога и сохранившейся на момент вынесения решения от 01.12.2003 переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 78115 руб. сумма налоговой санкции за неуплату ООО “Фирма “Ока-лес“ налога на добавленную стоимость за август 2003 г. подлежит исчислению в размере 6595,80 руб. ((111094 руб. - 78115 руб.) x 20%).

Заявлением N 03-10/301-1111 от 05.04.2004 заявитель отказался от части заявленных требований в связи с изменением решения налоговой инспекции решением вышестоящего налогового органа.

Отказ Инспекции МНС РФ N 15 по Иркутской области от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем принимается судом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не пункт 4 статьи 150.

В соответствии с п. 4 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в указанной части подлежит прекращению в связи с отказом заявителя от части требований и принятием отказа арбитражным судом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИМНС N 15 по Иркутской области о взыскании с ООО “Фирма “Ока-лес“ налоговой санкции за неуплату налога на добавленную стоимость за август 2003 г. в виде штрафа в размере 6595,80 руб.

На основании п. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине в размере 329 руб. 79 коп., от уплаты которой заявитель
освобожден в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216, 150 (п. 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с ООО “Фирма “Ока-лес“, расположенного по адресу: 665702, Иркутская область, г. Братск, п. Падун, ул. Гидростроителей, 53, каб. 309, зарегистрированного 28.11.2002, основной государственный регистрационный N 1023802312676, 6595 руб. 80 коп. налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета - государственную пошлину в сумме 329 руб. 79 коп.

В части взыскания 15623 руб. 20 коп. производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА