Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.03.2004 по делу N А19-483/03-43-32 Суд удовлетворил заявление о признании недействительными заключений налогового органа о зачете НДС в счет уплаты налога и пеней и возврате НДС, поскольку ответчиком не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль и задолженности по пеням.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2004 г. Дело N А19-483/03-43-32“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сониным А.А.,

при участии представителей:

от заявителя - Петровой Т.Д. (паспорт серии 25 03 209388, выданный Октябрьским РОВД г. Иркутска) по доверенности от 01.01.2003 N 07,

от ответчика - Тардыбаевой М.В. по доверенности от 10.03.2004, Власовой Т.А. по доверенности от 10.03.2004,

от третьего лица - Крыловой Е.Н. по доверенности от 02.12.2003 N 05-05/444,

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “Игирма-Тайрику“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области о признании недействительными
заключений N 753, 755, 759 о зачете налога на добавленную стоимость в счет уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет и возврате налога на добавленную стоимость в сумме 5202298 руб. 13 коп.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “Игирма-Тайрику“ (далее - общество, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными заключений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 27.09.2000 N 753, от 20.10.2000 N 755, N 759 о зачете налога на добавленную стоимость в счет уплаты налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль в федеральный бюджет и возврате налога на добавленную стоимость в сумме 5202298 руб. 13 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.04.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2003 решение суда первой инстанции изменено. Требование общества о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 5202298 руб. 13 коп. оставлено без рассмотрения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.2003 решение от 22.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2003 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-483/03-43 отменены, дело передано в суд первой инстанции на новое
рассмотрение.

В настоящем судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что, согласно налоговым декларациям, представленным предприятием в налоговый орган, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению, составила 91190134 руб. 00 коп.

08.09.2000 и 29.09.2000 предприятие обратилось в налоговый орган с заявлениями о гашении за счет налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из федерального бюджета, пеней по налогу на прибыль, в том числе в части федерального бюджета в размере 3281672 руб. 42 коп., а также в счет недоимки по налогу на прибыль в размере 1920625 руб. 51 коп., обоснованность начисления которой оспаривалась в Арбитражном суде Иркутской области.

На основании указанных заявлений ответчиком произведены зачеты от 27.09.2000 N 753 по налогу на прибыль в размере 2121660 руб. 81 коп., от 02.10.2000 N 755 по пеням по налогу на прибыль в размере 2111407 руб. 81 коп., от 02.10.2000 N 759 по пеням по налогу на прибыль в размере 969229 руб. 51 коп.

Представитель общества пояснил, что заявление о проведении зачетов по налогу на прибыль и пеням было представлено ответчику ошибочно. У налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия заключений N 753, N 755 и N 759, так как у предприятия не было задолженности по налогу на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет. Заявитель
также считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания и для начисления пеней, поскольку сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из федерального бюджета, превышала сумму налога на прибыль, подлежащего уплате по итогам соответствующих периодов. В случае нарушения предприятием срока уплаты налога на прибыль ответчик должен был самостоятельно производить зачет по текущей недоимке по налогу на прибыль за счет средств, подлежащих возмещению из бюджета.

Предприятие в последующем неоднократно обращалось к ответчику с письмами о разъяснении проведенных зачетов, а также с просьбами представить хронологию расчета по налогу на прибыль с целью установления фактического состояния расчетов общества с бюджетом в части уплаты налога на прибыль, так как налоговой инспекцией не были правильно разнесены по лицевому счету предприятия заключения о проведении зачетов по налогу на добавленную стоимость в счет уплаты текущих платежей по налогу на прибыль, а также в связи с признанием частично недействительными арбитражным судом решений Управления МНС РФ по Иркутской области от 26.06.2000 N 14-09/24-04К и от 10.07.2000 N 14-09/25.

Налоговый орган не представил мотивированные ответы обществу, сославшись на то, что хронология расчетов является документом внутреннего пользования.

Представитель общества также пояснил, что в адрес налоговой инспекции неоднократно направлялись письма о возврате из бюджета 5202298 руб. 13 коп., однако налоговым органом они исполнены не были. В
письме от 10.11.2003, отвечая на обращение ООО “СП “Игирма-Тайрику“, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области указала, что предприятию с соответствующими заявлениями о возврате (зачете) следует обращаться в Межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, по месту налогового учета, так как все лицевые счета общества по налогам переданы в указанный налоговый орган.

В настоящем судебном заседании представители налогового органа требования заявителя не признали и пояснили, что все действия по зачету сумм, подлежащих возмещению по налогу на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по налогу на прибыль, произведены налоговой инспекцией по добровольному волеизъявлению налогоплательщика, в счет имевшейся у него задолженности по пеням в размере 5202298 руб. 13 коп., которые были начислены с недоимки, сложившейся из начислений по налогу, срок уплаты которого наступил в 1999 и 2000 годах. Наличие недоимки у общества, соответственно, оснований для начисления пеней подтверждается представленными ООО “СП “Игирма-Тайрику“ в материалы дела документами. В представленном в суд отзыве от 12.02.2004 N 02-01/1613 налоговый орган указывает, что доводы налогоплательщика об отсутствии у него недоимки, в счет погашения которой была направлена сумма 5202298 руб. 13 коп., являются несостоятельными, так как не подтверждаются материалами дела, в частности, согласно хронологии расчетов по
налогу на прибыль, за 2000 г. у предприятия имелась неуплаченная задолженность, в том числе по налогу на прибыль в сумме 258982 руб. 21 коп. и пеням в сумме 2681894 руб. 60 коп. У инспекции отсутствовало право для самостоятельного зачета (возврата) налога на добавленную стоимость по экспорту. Расчеты по налогу на прибыль за период с 2000 по 2003 год, подтверждающие наличие недоимки и задолженности по пеням, были переданы в сентябре 2003 г. в Межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области, в связи с чем ответчик не имеет возможности документально подтвердить суммы налога, указанные в хронологии.

Представитель третьего лица пояснил, что в связи с изменением места постановки на налоговый учет в отношении ООО “СП “Игирма-Тайрику“ Инспекцией МНС РФ по Нижнеилимскому району Иркутской области в Межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу было передано только сальдо по налогу на прибыль. В своем отзыве третье лицо также указало, что от заявителя в адрес инспекции 22.04.2003 поступило письмо о возврате на расчетный счет 5202298 руб. 00 коп. со ссылкой на решение арбитражного суда по данному делу от 08.09.2003. Поскольку постановлением апелляционной инстанции указанное решение суда изменено, требование налогоплательщика о возврате 5202298 руб. 00 коп. исполнено не было.

По ходатайству налоговой инспекции
судом в порядке, установленном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области в связи с реорганизацией на Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Иркутской области.

Выслушав представителей ООО “СП “Игирма-Тайрику“, ответчика и третьего лица, исследовав представленные ими в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Согласно налоговым декларациям ООО “СП “Игирма-Тайрику“, за 2000 г. сумма НДС, подлежащего возмещению из бюджета, составляла 91190134 руб., что налоговым органом не оспаривается.

В сентябре 2000 г. налогоплательщик обратился в ИМНС Российской Федерации по Нижнеилимскому району с заявлением о зачете НДС в счет уплаты недоимки и пеней по налогу на прибыль.

Зачет произведен заключениями налогового органа N 753 от 27.09.2000 в сумме 2121660 руб. 81 коп., N 759 от 02.10.2000 в сумме 969229 руб. 51 коп., N 755 от 02.10.2000 в сумме 2111407 руб. 81 коп.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании указанных заключений недействительными, ООО “СП “Игирма-Тайрику“ указывает, что заявление о зачете задолженности по уплате налога на прибыль и пеней в 2000 г. подано им ошибочно, у предприятия имелась постоянная переплата по налогу на добавленную стоимость. У налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления
пеней, поскольку налоговый орган должен был самостоятельно проводить зачет (гашение) текущей недоимки по налогу на прибыль за счет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из федерального бюджета.

Оценив представленные сторонами документы, доводы и возражения, изложенные ими в ходе судебного разбирательства, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от 06.12.1991 N 1992-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок предусмотрен для возмещения налога на добавленную стоимость по экспортируемым товарам (часть 2 пункта 3 указанной статьи Закона).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или
иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1 статьи 78 Кодекса).

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (пункт 4 статьи 78 Кодекса).

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Кодекса).

Из содержания указанных норм следует, что в случае возврата налогоплательщику сумм налога или наличия у него сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета, налоговый орган должен в первоочередном порядке направлять эти суммы на погашение имеющейся у налогоплательщика недоимки по налогу и задолженности по пеням.

Как следует из представленных сторонами в материалы дела документов, налоговым органом начислены пени по налогу на прибыль за период с 30.07.1999 по
30.12.1999 и с 01.01.2000 по 20.07.2000 в общей сумме 3282775 руб. 29 коп., в том числе(1999 год):

1) за период с 30.07.1999 по 01.08.1999 в размере 36207 руб. 3 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 12602857 руб. 69 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 17252118 руб. 77 коп.;

2) за период с 02.08.1999 по 03.08.1999 в размере 22002 руб. 64 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 11001322 руб. 21 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 17233724 руб. 77 коп.;

3) за период с 04.08.1999 по 15.08.1999 в размере 158520 руб. 75 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 11008385 руб. 22 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 17149817 руб. 77 коп.;

4) за период с 16.08.1999 по 30.08.1999 в размере 371476 руб. 40 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 13758385 руб. 22 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 17062407 руб. 57 коп.;

5) за период с 31.08.1999 по 14.09.1999 в размере 192107 руб. 60 коп за несвоевременную уплату налога в сумме 7115096 руб. 22 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 10209118 руб. 57 коп.;

6) за период с 15.09.1999 по 14.10.1999 в размере 532715 руб. 20 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 9865096 руб. 22 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 13277334 руб. 27 коп.;

7) за период с 15.10.1999 по 02.11.1999 в размере 425166 руб. 34 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 12431764 руб. 22 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 19841649 руб. 27 коп.;

8) за период с 03.11.1999 по 14.11.1999 в размере 252334 руб. 60 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 11682157 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 17986368 руб. 92 коп.;

9) за период с 15.11.1999 по 30.11.1999 в размере 410366 руб. 12 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 14248823 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15136514 руб. 92 коп.;

10) за период с 01.12.1999 по 14.12.1999 в размере 134801 руб. 6 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 5349248 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 19746551 руб. 92 коп.;

11) за период с 15.12.1999 по 20.12.1999 в размере 91432 руб. 42 коп. за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 8435964 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15857176 руб. 2 коп.;

12) за период с 21.12.1999 по 24.12.1999 в размере 60954 руб. 94 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 8465964 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15857176 руб. 2 коп.;

13) за период с 25.12.1999 по 30.12.1999 в размере 2805 руб. 72 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

(2000 год):

1) за период с 01.01.2000 по 05.01.2000 в размере 961 руб. 11 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 16790 руб. 61 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

2) за период с 06.01.2000 по 11.01.2000 в размере 1294 руб. 83 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 119891 руб. 97 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

3) за период с 12.01.2000 по 16.01.2000 в размере 794 руб. 89 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 88320 руб. 76 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

4) за период с 17.01.2000 по 17.01.2000 в размере 466 руб. 17 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 258982 руб. 21 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

5) за период с 18.01.2000 по 20.01.2000 в размере 16248 руб. 50 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 3008982 руб. 21 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7648752 руб. 40 коп.;

6) за период с 21.01.2000 по 21.01.2000 в размере 5135 руб. 23 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2852905 руб. 12 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 7947572 руб. 40 коп.;

7) за период с 22.01.2000 по 13.02.2000 в размере 99260 руб. 78 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2827942 руб. 57 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 21392700 руб. 40 коп.;

8) за период с 15.02.2000 по 15.02.2000 в размере 4255 руб. 23 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2836823 руб. 60 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 21392700 руб. 40 коп.;

9) за период с 16.02.2000 по 12.03.2000 в размере 210187 руб. 32 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 5587116 руб. 55 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

10) за период с 13.03.2000 по 13.03.2000 в размере 6221 руб. 30 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 4898661 руб. 43 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

11) за период с 14.03.2000 по 14.03.2000 в размере 6219 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату налога 4897197 руб. 98 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

12) за период с 15.03.2000 по 15.03.2000 в размере 1791 руб. 2 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 1410250 руб. 83 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

13) за период с 16.03.2000 по 16.03.2000 в размере 5283 руб. 52 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 4160250 руб. 83 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

14) за период с 17.03.2000 по 17.03.2000 в размере 5144 руб. 12 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 4050491 руб. 13 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15333671 руб. 82 коп.;

15) за период с 18.03.2000 по 09.04.2000 в размере 101895 руб. 52 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 3947908 руб. 60 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 14720191 руб. 12 коп.;

16) за период с 17.04.2000 по 17.04.2000 в размере 2806 руб. 33 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2551214 руб. 50 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15765772 руб. 12 коп.;

17) за период с 18.04.2000 по 02.05.2000 в размере 84450 руб. 54 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 5118214 руб. 50 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 15765772 руб. 12 коп.;

18) за период с 03.05.2000 по 04.05.2000 в размере 6938 руб. 61 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 3153911 руб. 60 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 26747430 руб. 77 коп.;

19) за период с 15.05.2000 по 15.05.2000 в размере 2956 руб. 92 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2688106 руб. 79 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 26747430 руб. 30 коп.;

20) за период с 16.05.2000 по 16.05.2000 в размере 5780 руб. 62 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 5255106 руб. 79 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 26747430 руб. 77 коп.;

21) за период с 17.05.2000 в размере 3477 руб. 69 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 3161538 руб. 91 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 26747430 руб. 77 коп.;

22) за период с 18.05.2000 по 22.05.2000 в размере 13711 руб. 84 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2493062 руб. 60 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 26747430 руб. 77 коп.;

23) за период с 18.07.2000 по 19.07.2000 в размере 4465 руб. 34 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2400718 руб. 19 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 42725889 руб. 25 коп.;

24) за период с 20.07.2000 по 20.07.2000 в размере 2137 руб. 58 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 2298473 руб. 52 коп., при этом НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составляет 42725889 руб. 25 коп.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговый орган не оспаривает наличие у заявителя сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета в большем размере, чем текущая задолженность по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и указанное обстоятельство подтверждается представленными обществом в материалы дела документами. В отношении указанных обстоятельств представители ответчика пояснили, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для проведения зачетов самостоятельно, поскольку налогоплательщик с соответствующими заявлениями об их проведении не обращался.

Арбитражный суд считает, что указанный довод налогового органа не соответствует статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от 06.12.1991 N 1992-1, и полагает, что налоговая инспекция в целях своевременного поступления в бюджет налога на прибыль должна была самостоятельно осуществлять зачет налога на добавленную стоимость в счет уплаты текущих платежей по налогу на прибыль.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для начисления пеней по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет за период с 30.07.1999 по 30.12.1999 и с 01.01.2000 по 20.07.2000 в общей сумме 3282775 руб. 29 коп.

Представителем предприятия в материалы дела представлено письмо руководителя Инспекции МНС РФ по Нижнеилимскому району Иркутской области Т.Я.Пепелко от 01.06.2000 N 08-10/3463, из содержания которого следует, что ООО “СП “Игирма-Тайрику“ имеет постоянную переплату в больших размерах по налогу на добавленную стоимость, которая возникает у налогоплательщика в связи с тем, что предприятие систематически экспортирует продукцию на экспорт. Инспекция в соответствии с правом, предоставленным статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно производила зачеты переплаты налога на добавленную стоимость в счет уплаты налога на прибыль в рамках федерального бюджета, но в лицевом счете такой зачет не отражала, поскольку в соответствии с решением коллегии Госналогинспекции по Иркутской области возмещение налога на добавленную стоимость предусмотрено только после проведения документальных проверок.

Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает, что возмещение налога на добавленную стоимость возможно только по результатам выездных налоговых (документальных) проверок и, соответственно, не ставит в зависимость право налогоплательщика на своевременное возмещение от формы налогового контроля. Более того, в силу части 1 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от 06.12.1991 N 1992-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Согласно телеграмме Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 октября 1996 года N ВЗ-6-03/682, N 1-35/93 налоговые органы должны были в первую очередь направлять суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из бюджета, на погашение задолженности (недоимки) по налогу на добавленную стоимость, другим налогам, в том числе и по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что налоговый орган был обязан своевременно производить зачеты по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, своевременно отражать их по лицевым счетам налогоплательщика.

В соответствии со статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Поэтому налоговый орган должен доказать наличие у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль в сумме 2121660 руб. 81 коп., в счет погашения которой было осуществлен зачет заключением от 27.09.2000 N 753, а также обосновать начисление предприятию пеней в размере 3080637 руб. 32 коп., гашение которых было осуществлено заключениями от 02.10.2000 N 759 и N 755, с указанием размера недоимки, даты ее возникновения, даты уплаты (зачета) налога, периода для начисления пеней.

Налоговой инспекцией ни при первоначальном рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в последующих судебных инстанциях не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль и задолженности по пеням. Суду были представлены только хронологии расчетов, а возражения на требования налогоплательщика были мотивированы тем, что спорные заключения были приняты на основании волеизъявления самого предприятия.

Принимая во внимание, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд, выполняя указания кассационной инстанции, определениями от 29.12.2003, 29.01.2004, 24.02.2004, 11.03.2004 предложил налоговому органу представить первичные документы, подтверждающие наличие у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль, задолженности по пеням.

Между тем требования о представлении документов, изложенные в указанных выше судебных актах, которые в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для участников настоящего дела, налоговым органом не выполнены, суду не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии у предприятия недоимки по налогу на прибыль в размере 2121660 руб. 81 коп., недоимки по налогу на прибыль, на которую были начислены пени в размере 3282775 руб. 29 коп.

В отношении заключения N 753 от 27.09.2000, согласно которому налоговой инспекцией произведен зачет недоимки по налогу на прибыль в сумме 2121660 руб. 81 коп. за счет налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из федерального бюджета, представители налоговой инспекции пояснили, что у предприятия недоимка в вышеуказанной сумме отсутствовала, и указание в данном заключении на проведение зачета по налогу на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль ошибочно. Фактически у налогоплательщика имелась задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, и с учетом специфики отражения данного платежа (на указанный платеж пени не начисляются) они были отражены по лицевым счетам общества как пени.

Из содержания заявления налогоплательщика от 08.09.2000 следует, что последний обратился в налоговую инспекцию с требованием о проведении зачета налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль в размере 1920625 руб. 51 коп., причем указанный зачет предприятие просило провести под условием, а именно: до вынесения арбитражным судом решения по иску ООО “СП “Игирма-Тайрику“ о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа, согласно которому заявителю были начислены дополнительные платежи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2001 имеет номер А19-6611/00-43-3-Ф02-1736/01-С1, а не А19-6111/00-43-3-Ф02-1736/01-С1.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.07.2001 по делу N А19-6111/00-43-3-Ф02-1736/01-С1 признан недействительным подпункт “в“ пункта 6.1 решения Управления МНС РФ по Иркутской области от 10.07.2000 N 14-09/25 в части доначисления ООО “СП “Игирма-Тайрику“ дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 1040262 руб. 00 коп., решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.09.2000 по делу N А19-6177/00-43, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 13.12.2000, признаны недействительными пункты 3.1, 3.2, 3.3 решения Управления МНС РФ по Иркутской области от 26.06.2000 N 14-09/24-04к, в том числе и в части доначисления обществу дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 4439449 руб. 00 коп.

Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что у предприятия не было оснований для подачи ответчику заявления от 08.09.2000 о проведении зачета по налогу на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль в сумме 1920625 руб. 51 коп., поскольку недоимка в указанной сумме у общества отсутствовала и данный факт подтверждается представителями налоговой инспекции.

Налоговый орган, утверждая в представленных суду пояснениях, что спорные заключения были приняты им исключительно по волеизъявлению налогоплательщика, не смог пояснить, почему спорное заключение N 753 от 27.09.2000 вынесено на сумму большую (2121660 руб. 81 коп. - 1920625 руб. 51 коп. = 161035 руб. 30 коп.), нежели просил заявитель.

А в отношении заключений N 755 от 02.10.2000 по пеням по налогу на прибыль в размере 2111407 руб. 81 коп. и N 759 от 02.10.2000 по пеням по налогу на прибыль в размере 969229 руб. 51 коп. представители налоговой инспекции пояснили, что фактически у налогоплательщика имелась задолженность по пеням в размере 5202297 руб. 13 коп. (2679889 руб. 50 коп. - входящее сальдо по пеням по состоянию на 01.01.2000, представляющее сумму пеней, начисленную по текущей задолженности за период с 30.07.1999 по 31.12.1999; 591884 руб. 47 коп. - сумма пеней, начисленная по текущей задолженности за период с 01.01.2000 по 20.07.2000; 2242092 руб. 62 коп. - сумма пеней, начисленная по текущей задолженности за период с 01.01.1999 по 29.07.1999), наличие которой подтверждается списками начислений и уменьшений по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы, хронологиями расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы.

Суд по ходатайству ответчика от 24.02.2004 откладывал судебное разбирательство по делу для представления последним первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления пеней. Однако налоговая инспекция такие документы суду не представила, в своих пояснениях по делу указала, что задолженность по пеням подтверждается представленной ООО “СП “Игирма-Тайрику“ в материалы дела налоговой отчетностью, а у ответчика отсутствует необходимость для представления их в дело повторно.

Суд исследовал представленные заявителем документы, и считает утверждение налогового органа о наличии у обще“тва задолженности по пеням несостоятельным, поскольку представленными ООО “СП “Игирма-Тайрику“ в материалы дела документами заявитель подтверждает лишь отсутствие у налоговой инспекции оснований для их начисления.

Между тем сам ответчик в качестве доказательств, подтверждающих обоснованность произведенных зачетов, представил суду лишь списки начислений и уменьшений по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы и хронологии расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы.

Указанные документы не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу, так как являются документами внутреннего пользования налогового органа и не подтверждены данными первичных документов.

Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что требования налогоплательщика являются незаконными, поскольку им не было в установленном порядке обжаловано начисление пеней, в отношении которых были осуществлены спорные зачеты, поскольку из имеющихся в деле документов и пояснений представителя налогоплательщика следует, что о начислении таковых предприятию стало известно после представления налоговым органом в материалы настоящего дела хронологии расчетов по налогу на прибыль, более того, налоговым органом не представлены суду доказательства, свидетельствующие о принятии им мер по взысканию пеней (направление требования с указанием размера недоимки, на которую они начислены, принятие решений в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а спорные заключения о проведении зачета не содержат сведений о периоде образования задолженности по пеням.

При таких обстоятельствах суд полагает, что налоговый орган не доказал наличие у ООО “СП “Игирма-Тайрику“ задолженности по уплате пеней по налогу на прибыль как на момент проведения спорных зачетов, так и на день рассмотрения дела в суде.

Доводы налоговой инспекции, изложенные в отзывах, о пропуске налогоплательщиком срока обращения в суд, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В обоснование своего утверждения о пропуске заявителем указанного выше срока налоговый орган ссылается на то, что общество было уведомлено о спорных зачетах письмом от 18.10.2000 N 13-14/6231 и, следовательно, с указанной даты должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов. Между тем налоговый орган не представил суду доказательств, свидетельствующих об отправке указанного письма налогоплательщику.

Принимая во внимание, что письмо о проведении зачета, заключения N 753, N 755, N 759 заявителю не направлялись, суд полагает, что налогоплательщик о нарушении своих прав и законных интересов узнал в судебном заседании 11.02.2003, когда ему были представлены обжалуемые заключения, поэтому суд полагает, что требование о признании недействительными заключений N 753, N 755 и N 759 заявлено в пределах срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, срок, установленный данной нормой, не является пресекательным, а в материалах дела имеется ходатайство о его восстановлении.

Предприятием заявлено требование об обязании налогового органа возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 5202298 руб. 13 коп., ошибочно зачтенный в счет уплаты недоимки и пеней по налогу на прибыль согласно заключениям N 753, N 755, N 759.

Учитывая, что спорные зачеты были произведены по волеизъявлению налогоплательщика, арбитражный суд считает, что в данном случае речь идет не о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, а о возврате излишне уплаченных налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль, следовательно, к указанным правоотношениям должны быть применены положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых возврат осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика.

Таким образом, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Как следует из материалов дела, предприятием в адрес Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 12.11.2003 было представлено заявление N 1253-00 о возврате неосновательно списанной суммы 5202298 руб. 13 коп. Имеющиеся в материалах документы свидетельствуют о том, что предприятие и ранее обращалось в налоговые органы с требованиями о возврате из бюджета 5202298 руб. 13 коп.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что заявителем соблюден досудебный порядок, установленный для данной категории споров.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что оспариваемые заключения не соответствуют требованиям статей 75, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от 06.12.1991 N 1992-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), а также действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога на прибыль и пеней, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования следует удовлетворить, признать недействительными заключение от 27.09.2000 N 753 в части зачета налога на добавленную стоимость по экспорту продукции в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 2121660 руб. 81 коп., заключение от 02.10.2000 N 759 в части зачета налога на добавленную стоимость в счет уплаты пеней по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 969229 руб. 51 коп., заключение от 02.10.2000 N 755 в части зачета по налогу на добавленную стоимость по экспортной продукции в счет уплаты пеней по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 2111407 руб. 81 коп. и обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “Игирма-Тайрику“ сумму 5202298 руб. 13 коп. как необоснованно зачтенную в счет уплаты налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными принятые Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району заключение от 27.09.2000 N 753 в части зачета налога на добавленную стоимость по экспорту продукции в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 2121660 руб. 81 коп., заключение от 02.10.2000 N 759 в части зачета налога на добавленную стоимость в счет уплаты пеней по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 969229 руб. 51 коп., заключение от 02.10.2000 N 755 в части зачета по налогу на добавленную стоимость по экспортной продукции в счет уплаты пеней по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 2111407 руб. 81 коп. как не соответствующие требованиям статей 75, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от 06.12.1991 N 1992-1.

Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “Игирма-Тайрику“ сумму 5202298 руб. 13 коп. как необоснованно зачтенную в счет уплаты налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.Н.КРОДИНОВА