Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.01.2004 по делу N А19-20762/03-30 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности, так как ставки платы за пользование водными объектами применены правомерно, поскольку отпуск воды и прием сточных вод производились заявителем непосредственно населению через собственные сети водоснабжения и канализации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2004 г. Дело N А19-20762/03-30“

Судья Арбитражного суда Иркутской области Верзаков Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,

при участии в заседании:

от заявителя - Раковецкого И.В., представителя, доверенность от 22.07.2003 N Ю-8/44,

от налогового органа - Колотыгиной О.В., представителя, доверенность N 08-20 от 07.12.2003, Суглоб Н.В., представителя, доверенность N 08-20/1593 от 20.09.2003,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Байкальский ЦБК“ к Управлению МНС России по Иркутской области и УОБАО о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке,
предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 05.11.2003 N 02-19.4/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 69802 руб. платы за пользование водными объектами и 44000 руб. пеней за ее несвоевременную уплату, взыскания 13960 руб. 53 коп. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержал полностью. ОАО “БЦБК“, оспаривая законность решения налогового органа, полагает, что выводы налоговой инспекции о доначислении платы за пользование водными объектами, пеней и взыскании налоговых санкций в оспариваемой части не основаны на законе, поскольку правомерно предприятие применило ставки платы за пользование водными объектами, установленные Законом Иркутской области “О ставках платы за пользование водными объектами“. Представитель заявителя также указал, что забор воды осуществлялся для нужд населения, Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами“ не связывает применение понижающих ставок налогоплательщиком с наличием на его балансе предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. В обоснование своих требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему. При этом заявитель признал обоснованность доначисления налоговым органом платы за пользование водными объектами в размере 594 руб. в результате занижения данных о сбросе сточных вод в объеме 22 тыс. куб.м.

Представители налоговой инспекции в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что решение налоговой инспекции является законным и обоснованным, основания для признания его незаконным в оспариваемой части отсутствуют, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению налоговой инспекции, ОАО “БЦБК“, осуществляющее
первичный забор воды, реализует ее не непосредственно населению, а другой организации (УММП ЖКХ г. Байкальска), которая в свою очередь реализует полученную воду населению. Поэтому ставка платы за пользование водными объектами, связанная с забором воды для нужд населения (20 руб. за 1 тыс. куб.м), заявителем применяться не может. Относительно ставки платы по сбросу сточных вод (11,1 руб. за 1 тыс. куб.м) налоговая инспекция указала, что она установлена для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, к которым ОАО “БЦБК“ не относится и не имеет на балансе предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. В связи с этим применение данной ставки налогоплательщиком неправомерно, следовало применять ставку 8,1 руб. за 1 тыс. куб.м.

В связи с тем, что в предварительном судебном заседании присутствовали лица, участвующие в деле, и они не возражали против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, Управлением МНС России по Иркутской области и УОБАО проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО “БЦБК“ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование водными объектами.

По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 05.11.2003 N 02-19.4/8, которым ОАО “БЦБК“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и ему предложено уплатить 70,38 тыс. руб. доначисленной платы за пользование водными объектами, 44,43 тыс. руб. соответствующей пени и 14,08 тыс. руб. налоговых санкций.

При этом налоговый орган
исходил из того, что налогоплательщиком занижен объем сброса сточных вод, неправильно применены ставки платы за забор воды и сброс сточных вод.

Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части.

Суд исследовал представленные документы, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“ (далее - Закон) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.

Статьей 4 названного Закона установлены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водоснабжения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 названной статьи. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Законом Иркутской области от 07.12.1998 N 56-оз “О ставках платы за пользование водными объектами“ установлены ставки платы за пользование водными объектами по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.

Ставки платы за пользование водными объектами по категориям плательщиков устанавливаются в размерах, приведенных в приложении к настоящему Закону Иркутской области.

Как это усматривается из материалов дела, по договору N 228-ООП
от 04.06.1999 на отпуск холодной воды и прием сточных и договору N ОГЭ-97-4 от 02.10.1997 на пользование тепловой энергией в горячей воде заявитель в проверяемом периоде производил отпуск (реализацию) воды и прием сточных вод не непосредственно УММП ЖКХ г. Байкальска, а населению через собственные сети водоснабжения и канализации. Плата за пользование водными объектами исчислялась исходя из ставки для предприятий, забирающих и подающих воду для населения, - 20 руб. за 1 тыс. куб.м и ставки для предприятий жилищно-коммунального хозяйства за сброс сточных вод - 11,1 руб. за 1 тыс. куб.м (пункты 1 и 2 приложения к Закону Иркутской области от 07.12.1998 N 56-оз). Следовательно, УММП ЖКХ г. Байкальска получает воду от ОАО “БЦБК“, являющегося водоснабжающей организацией. При этом УММП ЖКХ г. Байкальска оказывает посреднические услуги по доставке воды от водоснабжающей организации до потребителей, не имеющих собственных сетей водоснабжения, не осуществляя производственных операций. Эти потребители выступают в качестве субабонентов по договорам, заключенным с УММП ЖКХ г. Байкальска, и производят оплату за потребленную воду не непосредственно ОАО “БЦБК“, а УММП ЖКХ г. Байкальска.

В связи с изложенным суд полагает, что налоговым органом необоснованно доначислен названный платеж, пени и налоговые санкции за его неполную уплату, а ставки платы за пользование водными объектами применены заявителем правомерно.

Более того, утверждение налоговой инспекции о том, что понижающие ставки применяются только если предприятие водопроводно-канализационного хозяйства находится на балансе плательщика, суд находит ошибочным, поскольку из закона такого вывода не усматривается.

Поскольку заявителем признано обоснованным доначисление налоговым органом 594 руб. платы за пользование водными объектами и не оспаривается последним, суд приходит к выводу
о частичном удовлетворении заявленных требований. Оспариваемое решение следует признать незаконным в части доначисления 69786 руб. платы за пользование водными объектами, 44000 руб. пеней и взыскания 13957 руб. 20 коп. налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части заявленных требований следует отказать.

Государственная пошлина в порядке статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату в соответствии с Федеральным законом “О государственной пошлине“.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение УМНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 05.11.2003 N 02-19.4/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- пункта 1 резолютивной части решения в сумме 13957 руб. 20 коп;

- подпункта “б“ пункта 3 резолютивной части решения в части доначисления платы за пользование водными объектами в сумме 69786 руб.;

- подпункта “в“ пункта 3 резолютивной части решения в части доначисления пени в сумме 44000 руб. как не соответствующее положениям статьи 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить ОАО “Байкальский ЦБК“ из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 900 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И.ВЕРЗАКОВ