Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.09.2003 по делу N А19-11405/03-41 Суд отказал в удовлетворении требования о взыскании пени за несвоевременное внесение в бюджет платы за загрязнение окружающей среды, поскольку пени были исчислены налоговым органом исходя из предполагаемой суммы сбора, что противоречит налоговому законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2003 г. Дело N А19-11405/03-41“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Загвоздиным В.Д.,

при участии в заседании:

от заявителя: Гуриной И.В. - начальника юридического отдела, по доверенности от 23.01.2003 N 05-05/205,

от ответчика: Орешкиной С.В. - юрисконсульта, по доверенности от 14.03.2003 N 2933,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к открытому акционерному обществу “Иркутскэнерго“ о взыскании 22152 руб. 40 коп.,

УСТАНОВИЛ:

МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась
в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с ОАО “Иркутскэнерго“ 22152 руб. 40 коп., составляющих сумму пени за несвоевременное внесение в бюджет платы за загрязнение окружающей среды.

Представитель налогового органа в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на необоснованность требований налогового органа.

Из материалов дела следует, что 21 января 2003 года ОАО “Иркутскэнерго“ в налоговый орган по месту учета представлен расчет 19-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды за 2003 год, направляемых в федеральный бюджет. Сумма платежей по данному расчету, подлежащая внесению в федеральный бюджет за 1 квартал 2003 года, составила 2051148 руб. 00 коп.

В связи с тем, что платеж внесен в бюджет 07.04.2003, налоговым органом начислены пени за его несвоевременную уплату за период с 21.03.2003 по 07.04.2003 в сумме 22152 руб. 40 коп.

На сумму пеней ответчику 22.05.2003 вручено требование N 05-28/17. Срок исполнения требования истек 27.05.2003, однако задолженность до настоящего времени не погашена.

В связи с тем, что срок принятия решения о взыскании пени за счет денежных средств плательщика на счетах в банках в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, истек, налоговый орган просит взыскать с ответчика 22152 руб. 40 коп. пени в судебном порядке.

Ответчик заявленные требования не признал, мотивируя тем, что у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за своевременным внесением в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды.

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года N ГКПИ 03-49 признан недействующим п. 2 постановления Правительства РФ N 632 от 28.08.1992, так как законодательством не предусмотрено делегирование Правительством РФ полномочий
федеральным органам исполнительной власти по установлению нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение расходов.

При этом ранее утвержденные “Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы“ признаны недействующими Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2002 г. N 187.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Суд полагает необоснованным довод ответчика о том, что налоговые органы не вправе производить взыскание пени за несвоевременное внесение в бюджет платы за загрязнение окружающей среды.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, ст. 20 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ одним из видов платежей за пользование природными ресурсами.

В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ статьи 12 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 Кодекса продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19,
20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Согласно п. 1 ст. 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами, как и государственная пошлина, входят в систему налогов и сборов.

Как указал в своем Определении от 10 декабря 2002 года N 284-О Конституционный Суд, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

Следовательно, данный взнос отвечает признакам сбора, установленным ст. 8 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Из подпункта
9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые органы вправе производить взыскание налогов и сборов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, из анализа названных норм следует, что контроль за поступлением указанных платежей, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем разработанные во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и утвержденные Министерством охраны окружающий среды и природных ресурсов Российской Федерации 27.11.1992 “Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы“ Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.04.2002 N 187 были признаны недействующими.

Новые ставки за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“. Данное постановление вступило в силу с 30.06.2003.

Таким образом, в период с 12.04.2002 по 29.06.2003 ставки платы за загрязнение окружающей среды установлены не были.

Также суд полагает необходимым отметить, что согласно п. 6 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 3 марта 1993 г. N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, перечисление предприятиями платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета
осуществляется ежеквартально в следующие сроки: плановые платежи - не позднее 20 числа последнего месяца квартала; фактические платежи - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плановые платежи по своей сути являются авансовыми платежами, исчисляемыми исходя из предполагаемой суммы сбора, подлежащей внесению в бюджет. По итогам отчетного периода (квартала) данная сумма подлежит корректировке, исходя из суммы платежей, фактически подлежащей внесению в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Налоговым органом пени по взносам за загрязнение окружающей среды за 1 квартал 2003 года исчислены за период с 21.03.2003 по 07.04.2003, т.е. исходя из срока, установленного для уплаты плановых платежей, что противоречит п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ, п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что в удовлетворении требований налогового органа о взыскании пени в сумме 22152 руб. 40 коп. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.В.ДЕРЕВЯГИНА