Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2007 по делу N А51-1287/2005-32-398 Иск о взыскании суммы расходов, затраченных на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ, если будет установлено, что денежные средства на финансирование указанных льгот из федерального бюджета не выделялись.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 декабря 2007 г. по делу N А51-1287/2005-32-398

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2007 года.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 05 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“

к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по ПК, Министерству энергетики РФ, дочернему открытому акционерному обществу “Шахтоуправление “Дальневосточное“, Администрации г. Артема

о взыскании 630 715 рублей 49 копеек,

установил:

ОАО “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с
иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по ПК, Министерству энергетики РФ, дочернему открытому акционерному обществу “Шахтоуправление “Дальневосточное“, Администрации г. Артема о взыскании 630 715 рублей 49 копеек суммы расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“.

Истец, Администрация г. Артема, Министерство энергетики РФ, ДОАО “Шахтоуправление “Дальневосточное“, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Поскольку суд не видит препятствий для проведения судебного разбирательства, оно проводится в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании 2 октября 2007 года истец заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с произведенной реорганизацией ОАО “Дальэнерго“, которое прекратило свою деятельность в качестве юридического лица, зарегистрировано создание ОАО “ДЭК“.

Исследовав представленные документы, суд считает необходимым произвести процессуальное правопреемство, заменив истца ОАО “Дальэнерго“ на правопреемника ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ по следующим основаниям:

В силу п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, в том числе реорганизации юридического лица.

Как следует из представленных документов, в связи с реформированием энергосистемы Дальнего Востока, с 01.02.07 ОАО “Дальэнерго“ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния в ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“, о чем 01.02.07 выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или
установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизации юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

С учетом изложенного, ходатайство ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ о замене взыскателя по данному делу: с ОАО “Дальэнерго“ на ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“, заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В обоснование исковых требований истец указал, на непогашение расходов энергоснабжающей организации, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“.

Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю исковые требования оспорило, ссылаясь на предоставление льгот гражданам как ветеранам труда.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Как видно из материалов дела, решениями мировых судей судебных участков N 33, 35, 36 г. Артема и решениями Артемовского городского суда 156 физических лиц, проживающие в благоустроенном жилье г. Артема, освобождены от оплаты потребленной в 2002 - 2004 годах тепловой энергии.

Решениями установлено, что указанным лицам, являющимся вдовами работников организации по добыче угля и пенсионерами угольной промышленности, в соответствии с пунктом 4 статьи 21 ФЗ N 81-ФЗ от 20.06.96 “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“ предоставлена такая льгота при расчете за коммунальные услуги.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 630 715 рублей 49 копеек составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

Пунктом
4 статьи 21 ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“ в редакции, действовавшей до 01.01.2005, было определено, что работники организаций по добыче (переработке) угля; пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля; инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию, если они пользовались этим правом до получения инвалидности; семьи работников, погибших (умерших) в организациях по добыче (переработке) угля, если жена (муж), родители, дети и (или) другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсии по случаю потери кормильца; вдовы работников организаций по добыче (переработке) угля; работники организаций по добыче (переработке) угля, проработавшие в таких организациях не менее десяти лет и уволенные в связи с сокращением штатов или ликвидацией таких организаций вне зависимости от места последующей работы, проживающие в благоустроенном жилье в городских и сельских поселениях, при расчете за коммунальные услуги освобождаются за счет средств организаций по добычи (переработке) угля от оплаты за энергетические ресурсы. Средства на эти цели перечисляются в местный бюджет организациями по добычи (переработке) угля.

Из материалов дела следует, что угледобывающее предприятие, где работали названные лица, - ДОАО “Шахтоуправление “Дальневосточное“ - является на данный момент недействующим и находится в стадии ликвидации на основании статей 61 - 63 Гражданского кодекса РФ. По сведениям Финансового управления администрации г. Артема денежные средства на реализацию льгот от данной организации в рассматриваемый период не поступали (письмо от 26.09.2002 N 18-1110).

Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ, статьи 6, 9 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 N 1523 “О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности“ финансирование из федерального бюджета мероприятий по социальной защите трудящихся признано приоритетным направлением реструктуризации угольной промышленности (пункт 1) и оно включено в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансированных за счет средств государственной поддержки (пункт 3).

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, где в пункте 10 указывалось, что финансирование данных мероприятий осуществляется в рамках бюджетных назначений, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ Приказом Минфина РФ от 17.11.1998 N 53н утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Главным распорядителем средств государственной поддержки является Минэнерго России, получателями этих средств - органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков, организации, предприятия угольной промышленности.

В пункте 3.2.2 Порядка в качестве затрат на мероприятия по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, включены и рассматриваемые льготы, представленные согласно ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“.

При таких обстоятельствах источником финансирования реализации указанного Федерального закона является федеральный бюджет. Однако поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии в федеральных законах о федеральном бюджете на 2002 и 2003, 2004 годы выделенных на эти цели денежных средств, обязанность
по возмещению истцу спорных расходов (убытков) должна быть возложена на казну Российской Федерации на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Факт предоставления льгот в спорный период и их сумма доказаны имеющимися в материалах дела справкой администрации Артемовского городского округа, решениями судов, извещениями на оплату.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов нижестоящих бюджетов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“, закон не содержит механизма его реализации в период реструктуризации угольной промышленности, то в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Министерство энергетики РФ, ДОАО “Шахтоуправление “Дальневосточное“, Администрацию г. Артема от ответственности по данному делу освободить.

Судом отклоняются доводы МФ РФ о том, что физические лица воспользовались льготой как ветераны труда в силу следующего.

Согласно пункту 4 статьи 21 ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“ (в редакции действовавшей в спорный период) лица, проживающие в благоустроенном жилье в городских и сельских поселениях, при расчете за коммунальные услуги освобождаются от оплаты за энергетические ресурсы в полном объеме. Предметом настоящего иска является взыскание убытков, составляющих разницу между стоимостью предоставленных услуг и ранее предоставленных льгот (в размере 50% стоимости как ветеранам). Так как решениями мировых судей и суда общей юрисдикции гражданам были предоставлены льготы путем освобождения от оплаты коммунальных услуг, то энергоснабжающая организация понесла убытки, подлежащие возмещению.

В
соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика - Министерство финансов РФ.

Руководствуясь статьями 48, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

произвести замену истца по делу N А51-1287/2005-32-398 - Открытого акционерного общества “Дальэнерго“ на Открытое акционерное общество “Дальневосточная энергетическая компания“.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Дальневосточная энергетическая компания“ 630 715 рублей 49 копеек убытков.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Министерство энергетики РФ, ДОАО “Шахтоуправление “Дальневосточное“, Администрацию г. Артема от ответственности по настоящему делу освободить

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.